Андрей Мелитонович Баланчивадзе

Andrey Balanchivadze

Дата рождения
01.06.1906
Дата смерти
28.04.1992
Профессия
Страна
СССР
Андрей Мелитонович Баланчивадзе

Творчество А. Баланчивадзе — выдающегося композитора Грузии — стало яркой страницей в развитии национальной музыкальной культуры. С его именем многое о грузинской профессиональной музыке появилось впервые. Это относится к таким жанрам, как балет, фортепианный концерт, «в его творчестве грузинское симфоническое мышление впервые предстало в таком совершенном виде, с такой классической простотой» (О. Тактакишвили). А. Баланчивадзе воспитал целую плеяду композиторов республики, среди его учеников Р. Лагидзе, О. Тевдорадзе, А. Шаверзашвили, Ш. Милорава, А. Чимакадзе, Б. Квернадзе, М. Давиташвили, Н. Мамисашвили и др.

Баланчивадзе родился в Петербурге. «Мой отец — Мелитон Антонович Баланчивадзе — был профессиональным музыкантом... Сочинять я стал в восемь лет. Однако по-настоящему, всерьез занялся музыкой в 1918 году, после переезда в Грузию». В 1918 г. Баланчивадзе поступает в Кутаисское музыкальное училище, которое основал его отец. В 1921-26 гг. занимается в Тифлисской консерватории по классу композиции у Н. Черепнина, С. Бархударяна, М. Ипполитова-Иванова, пробует свои силы в написании мелких инструментальных пьес. В эти же годы Баланчивадзе работал музыкальным оформителем спектаклей Театра пролеткульта Грузии, Театра сатиры, Тбилисского рабочего театра и др.

В 1927 г. в составе группы музыкантов Баланчивадзе направляется Наркомпросом Грузии на учебу в Ленинградскую консерваторию, где занимается до 1931 г. Здесь его педагогами стали А. Житомирский, В. Щербачев, М. Юдина. Окончив Ленинградскую консерваторию, Баланчивадзе возвращается в Тбилиси, где получает приглашение от Котэ Марджанишвили работать в руководимом им театре. В этот период Баланчивадзе также пишет музыку к первым грузинским звуковым фильмам.

Баланчивадзе вошел в советское искусство на рубеже 20-30-х гг. вместе с целой плеядой грузинских композиторов, среди которых были Гр. Киладзе, Ш. Мшвелидзе, И. Туския, Ш. Азмайпарашвили. Это было новое поколение национальных композиторов, подхвативших и по-своему продолживших завоевания старейших композиторов — основателей национальной профессиональной музыки: З. Палиашвили, В. Долидзе, М. Баланчивадзе, Д. Аракишвили. В отличие от своих предшественников, работавших преимущественно в области оперной, хоровой и камерно-вокальной музыки, молодое поколение грузинских композиторов обращалось главным образом к инструментальной музыке, в этом направлении развивалась грузинская музыка в последующие два-три десятилетия.

В 1936 г. Баланчивадзе пишет свое первое значительное произведение — Первый фортепианный концерт, который стал первым образцом этого жанра в национальном музыкальном искусстве. Яркий тематический материал концерта связан с национальным фольклором: в нем претворены интонации сурово-эпических походных песен, грациозных танцевальных мелодий, лирических песен. В этом сочинении уже ощущаются многие черты, характерные для стиля Баланчивадзе в дальнейшем: вариационный метод развития, тесная связь тем героического характера с жанрово-характерньши народными мелодиями, виртуозность фортепианной партии, напоминающей пианизм Ф. Листа. Героический пафос, свойственный этому произведению, композитор по-новому воплотит во Втором фортепианном концерте (1946).

Знаменательным событием в музыкальной жизни республики стал лирико-героический балет «Сердце гор» (1-я ред. 1936, 2-я ред. 1938). В основе сюжета — любовь молодого охотника Джарджи к дочери князя Маниже и события крестьянской борьбы против феодального гнета в XVIII в. Лирико-романтические любовные сцены, исполненные необычайного обаяния и поэтичности, сочетаются здесь с народными, жанрово-бытовыми эпизодами. Стихия народного танца, соединяющегося с классической хореографией, стала основой драматургии и музыкального языка балета. Баланчивадзе использует хороводный перхули, энергичный сачидао (танец, исполняемый во время национальной борьбы), воинственный мтиулури, жизнерадостный церули, героический хоруми и др. Балет высоко оценил Шостакович: «...в этой музыке нет ничего мелкого, все очень глубоко... благородно-возвышенно, много серьезного пафоса, идущего от серьезной поэзии». Последним довоенным сочинением композитора стала лирико-комическая опера «Мзия», которая была поставлена в 1959 г. В ее основе — сюжет из будничной жизни социалистического села Грузии.

В 1944 г. Баланчивадзе пишет свою Первую и первую в грузинской музыке симфонию, посвященную современным событиям. «Первую симфонию я писал в страшные годы войны... В 1943 году во время бомбежки погибла моя сестра. Много переживаний хотелось отразить в этой симфонии: не только печаль и скорбь о погибших, но и веру в победу, мужество, героизм нашего народа».

В послевоенные годы вместе с балетмейстером Л. Лавровским композитор работает над балетом «Рубиновые звезды», большая часть которого позднее стала составной частью балета «Страницы жизни» (1961).

Важной вехой в творчестве Баланчивадзе стал Третий концерт для фортепиано и струнного оркестра (1952), посвященный юношеству. Сочинение носит программный характер, оно насыщено маршево-песенными интонациями, характерными для пионерской музыки. «В Третьем концерте для фортепиано и струнного оркестра Баланчивадзе — наивный, веселый, задорный ребенок», — пишет Н. Мамисашвили. Этот концерт входил в репертуар известных советских пианистов — Л. Оборина, А. Иохелеса. Четвертый фортепианный концерт (1968) состоит из 6 частей, в которых композитор стремится запечатлеть характерные черты различных областей Грузии — их природы, культуры, быта: 1 ч. — «Джвари» (знаменитый храм VI в. в Картли), 2 ч. — «Тетнульд» (горный пик в Сванетии), 3 ч. - «Саламури» (национальная разновидность свирели), 4 ч. — «Дила» (Утро, здесь использованы интонации гурийских хоровых песен), 5 ч. — «Рионский лес» (рисует живописную природу Имеретин), 6 ч. - «Цхра-цкаро» (Девять источников). В первоначальном варианте цикл содержал еще 2 эпизода — «Лоза» и «Чанчкери» («Водопад»).

Четвертому фортепианному концерту предшествовал балет «Мцыри» (1964, по поэме М. Лермонтова). В этом балете-поэме, обладающем подлинно симфоническим дыханием, все внимание композитора сконцентрировано на образе главного героя, это придает сочинению черты монодрамы. Именно с образом Мцыри связаны 3 лейтмотива, являющиеся основой музыкальной драматургии сочинения. «Идея написать балет на лермонтовский сюжет у Баланчивадзе родилась давно», — пишет А. Шаверзашвили. — «Ранее он остановился на „Демоне“. Однако этот замысел остался неосуществленным. Наконец выбор пал на „Мцыри“...»

«Исканиям Баланчивадзе способствовал приезд в Советский Союз его брата Джорджа Баланчина, огромное, новаторское хореографическое искусство которого открыло новые возможности в развитии балета... Идеи Баланчина оказались близкими творческой натуре композитора, его исканиям. Это и определило судьбу его нового балета».

70-80-е гг. ознаменованы особой творческой активностью Баланчивадзе. Он создал Третью (1978), Четвертую («Лесную», 1980) и Пятую («Юность», 1989) симфонии; вокально-симфоническую поэму «Обелиски» (1985); оперу-балет «Ганга» (1986); фортепианные Трио, Пятый концерт (оба 1979) и Квинтет (1980); Квартет (1983) и др. инструментальные сочинения.

«Андрей Баланчивадзе принадлежит к числу тех творцов, которые оставили неизгладимый след в развитии национальной музыкальной культуры. ...С течением времени перед каждым художником раскрываются новые горизонты, многое в жизни меняется. Но чувство огромной признательности, искреннего уважения к Андрею Мелитоновичу Баланчивадзе — принципиальному гражданину и большому творцу - навсегда остается с нами» (О. Тактакишвили).

Н. Алексенко

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама