Фридрих фон Флотов

Friedrich von Flotow

Дата рождения
27.04.1812
Дата смерти
24.01.1883
Профессия
Страна
Германия

Флотов. «Марта». M'appari (Б. Джильи)

Фридрих фон Флотов (Friedrich von Flotow)

Слава Флотова ныне зиждется даже не на одной опере «Марта», а на одной арии из нее, хотя в середине XIX века он числился среди самых популярных авторов немецких комических опер. Общее число их перевалило у Флотова за 30.

Фамилия Флотов, звучащая так по-русски, на самом деле происходит от названия родового замка Vlotho в Вестфалии под Минденом на реке Везер (ныне краевой центр земли Северный Рейн — Вестфалия). Предки композитора еще в XIII веке переселились в Мекленбург, его баронский род считался одним из старейших в этой земле и был сюзереном многих окрестных помещиков-землевладельцев. В 1810 году владельцем земель стал отец композитора, офицер прусской армии. Однако нашествие Наполеона привело его к разорению, и будущий композитор Фридрих фон Флотов родился 26 апреля 1812 года в скромном деревенском домике родового имения Тайтендорф в Мекленбурге. Отец предназначал его к дипломатической службе, видел в музыке лишь приятное времяпрепровождение и всячески противился развитию рано проявившегося таланта мальчика. Первые уроки игры на рояле Фридрих получил у матери и домашнего учителя, затем обучался игре на органе и гармонии, играл на альте в местном певческом кружке и начал втайне сочинять. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец уступил настойчивым просьбам и вместе с сыном отправился в Париж. Здесь Флотов занимался у лучших педагогов — пианиста-виртуоза Ж. П. Пиксиса и профессора консерватории композитора А. Рейхи (его учеником в то же время был Берлиоз).

Июльская революция 1830 года заставила Флотова покинуть Париж, куда он вернулся в мае следующего года и сблизился с Мейербером, Оффенбахом, Россини, авторами французских комических опер. Свои первые оперы Флотов пишет для любительских представлений в аристократических салонах. Это делает его имя известным в Париже, и наконец, в 1835 году проходит премьера его оперы «Петр и Катерина» на профессиональной сцене — в Придворном театре Шверина. Добивается Флотов и постановок в небольшом парижском театре, для которого создает оперы в содружестве с французскими композиторами. Первый успех приносит «Кораблекрушение «Медузы» (1839), после чего Флотов попадает на главные сцены столицы Франции — в Grand Opera и Комическую оперу. Признание в Германии приходит с «Алессандро Страделлой», оперой на немецкое либретто, поставленной в Гамбурге (1844) и сразу же — в других городах Европы. Однако и этот успех три года спустя затмила «Марта» — высшее достижение Флотова, до которого он так и не сумел больше подняться ни разу за все последующие 35 лет творчества.

В 1855 году Флотов был приглашен на должность директора Придворного театра и руководителя придворной музыки в Шверине, много сил отдал реорганизации оркестра, но потерпел поражение в этой своей «семилетней войне» с интригами и в 1863 году возвратился в Париж. Пять лет спустя он поселился в собственном имении в Нижней Австрии и оказался творчески более связанным с Веной — городом, где его особенно любили. Венские театры требуют все новых постановок, и Флотов перерабатывает свои старые французские оперы в содружестве с немецким либреттистом. Однако каждая последующая опера оказывается слабее предыдущей, так что от автора «Марты» остается только тень («Тень» и «Его тень» — французское и немецкое название одной из поздних опер Флотова). Последние годы жизни композитор провел в поместье под Дармштадтом, а в апреле 1882 года совершил поездку в Вену, куда был приглашен в качестве почетного гостя на 500-е представление «Марты» в Придворном театре. Так он отпраздновал свое 70-летие.

Умер Флотов 24 января 1883 года в Дармштадте.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама