Флажолет

Флажолет (франц. flageolet, уменьшит. от старо-франц. flageol - флейта; англ. flageolet, итал. flagioletto, нем. Flageolett).

\1) Духовой муз. инструмент. Род блокфлёте небольшого размера. Предшественник флейты-пикколо. По устройству близок к свирели. Сконструирован франц. мастером В. Жювиньи в Париже ок. 1581. Имел клювообразную головку и свистковое устройство, 4 отверстия на лицевой и 2 на тыльной стороне трубки с цилиндрич. каналом. Строй in F или in G, реже in As, диапазон d1 - с3 (eis1 - d3) в нотации; в действит. звучании - выше на ундециму, дуодециму или терцдециму. Звук тихий, нежный, звенящий. Применялся гл. обр. для исполнения танц. музыки в любительском музицировании; нередко украшался инкрустациями. В 17 в. был особенно распространён в Англии. Под назв. "flauto piccolo", "flauto", "piffero" его использовали И. С. Бах (кантаты No 96, ок. 1740, и No 103, ок. 1735), Г. Ф. Гендель (опера "Ринальдо", 1711, оратория "Ацис и Галатея", 1708), К. В. Глюк (опера "Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки", 1764) и В. А. Моцарт (зингшпиль "Похищение из сераля", 1782). В кон. 18 в. появился усовершенствованный Ф. с 6 отверстиями на лицевой стороне трубки и одним на тыльной, также с клапанами - до 6, обычно с двумя (один для es1, другой - для gis3); на рубеже 18 - нач. 19 вв. в симф. и оперном оркестрах его применяли мн. композиторы. В Лондоне в 1800-20 мастера В. Бейнбридж и Вуд изготовляли и т. н. двойные (иногда тройные) Ф. с общей клювообразной головкой из слоновой кости или грушевого дерева. Существовали т. н. птичий P.- франц. инструмент, предназначавшийся для обучения певчих птиц.

\2) Флейтовый регистр органа (2' и 1') и фисгармонии - яркий, пронзительный, дискантовый голос.

Литература: Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, М., 1973, с. 24, 64, 78, 130; Mеrsеnnе M., Harmonie universelle, P., 1636, то же (факсим. изд.), introd. par Fr. Lesure, t. 1-3, P., 1963; Gevaert P., Traitй gйnйrale d'instrumentation, Gand, 1863 (рус. пер.- Геварт Ф., Руководство к инструментовке, M., 1866, 1901), перераб. и доп. - Nouveau traitй d'instrumentation, P.-Brux., 1885 (рус. пер. - Новый курс инструментовки, М., 1892, 1913, с. 138-40).

А. А. Розенберг

реклама

вам может быть интересно

Секстаккорд Теория музыки
Акколада Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Узбекский балет Балет и танец
Кекуок (кэйкуок) Музыкальные жанры
Иконография музыкальная Термины и понятия
Партита Термины и понятия
Амплуа в музыке Термины и понятия
Фанданго Балет и танец
Этнография музыкальная Термины и понятия
Гамма Черномора Теория музыки
Аккомпанемент Термины и понятия
Балетоведение Балет и танец

Реклама