Флажолет

Категории словаря

Флажолет (франц. flageolet, уменьшит. от старо-франц. flageol — флейта; англ. flageolet, итал. flagioletto, нем. Flageolett).

1) Духовой музыкальный инструмент. Род блокфлейты небольшого размера. Предшественник флейты-пикколо. По устройству близок к свирели. Сконструирован франц. мастером В. Жювиньи в Париже ок. 1581. Имел клювообразную головку и свистковое устройство, 4 отверстия на лицевой и 2 на тыльной стороне трубки с цилиндрич. каналом. Строй in F или in G, реже in As, диапазон d1 — с3 (eis1 — d3) в нотации; в действит. звучании — выше на ундециму, дуодециму или терцдециму. Звук тихий, нежный, звенящий. Применялся гл. обр. для исполнения танц. музыки в любительском музицировании; нередко украшался инкрустациями. В 17 в. был особенно распространён в Англии. Под назв. «flauto piccolo», «flauto», «piffero» его использовали И. С. Бах (кантаты No 96, ок. 1740, и No 103, ок. 1735), Г. Ф. Гендель (опера «Ринальдо», 1711, оратория «Ацис и Галатея», 1708), К. В. Глюк (опера «Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки», 1764) и В. А. Моцарт (зингшпиль «Похищение из сераля», 1782). В кон. 18 в. появился усовершенствованный Ф. с 6 отверстиями на лицевой стороне трубки и одним на тыльной, также с клапанами — до 6, обычно с двумя (один для es1, другой — для gis3); на рубеже 18 — нач. 19 вв. в симф. и оперном оркестрах его применяли мн. композиторы. В Лондоне в 1800–20 мастера В. Бейнбридж и Вуд изготовляли и т. н. двойные (иногда тройные) Ф. с общей клювообразной головкой из слоновой кости или грушевого дерева. Существовали т. н. птичий флажолет — франц. инструмент, предназначавшийся для обучения певчих птиц.

2) Флейтовый регистр органа (2' и 1') и фисгармонии — яркий, пронзительный, дискантовый голос.

Литература: Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, М., 1973, с. 24, 64, 78, 130; Mеrsеnnе M., Harmonie universelle, P., 1636, то же (факсим. изд.), introd. par Fr. Lesure, t. 1–3, P., 1963; Gevaert P., Traite generale d’instrumentation, Gand, 1863 (рус. пер. — Геварт Ф., Руководство к инструментовке, M., 1866, 1901), перераб. и доп. — Nouveau traite d’instrumentation, P.-Brux., 1885 (рус. пер. — Новый курс инструментовки, М., 1892, 1913, с. 138–40).

А. А. Розенберг
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Древнеримская музыка Национальные культуры
Политональность Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Фигурация Термины и понятия
Ладотональность Теория музыки
Фактура Термины и понятия
Фонотека Термины и понятия
Причитания Термины и понятия
Лунду Национальные культуры
Аппассионата Термины и понятия
Венгерская музыка Национальные культуры
София музыкальная Национальные культуры
Effacee, эффасё Балет и танец

Реклама