Фобурдон.
1) Английская разновидность дисканта (1), ведущая своё происхождение от гимеля (староангл. faburdon, англ. faburden). Фобурдон представляет собой 3-гол. аккордовое последование, в к-ром нотируется только тенор (2), излагающий хоральную мелодию. Два других голоса — meane (от лат. mеdius — средний) и treble (дискант (2)) — мысленно добавляются терцией ниже (за исключением первого и последнего звуков, к-рые дублируются в унисон), но исполняются с транспозицией на квинту (meane) и октаву (treble) вверх; иначе говоря, они образуются терцией ниже и терцией выше тенора с переносом нижнего голоса на октаву вверх. В результате возникает движение параллельными секстаккордами (по совр. терминологии), где тенор — нижний голос.
Благодаря частичной импровизационности этот метод назывался также «sights», «Discantus visibilis», «Discantus supra librum» и т. д. Его описание содержится в ср.-век. англ. трактатах Л. Пауэра (ок. 1425) и Псевдо-Чильстона (ок. 1450). Расцвет жанра приходится на 1300–1450, хотя и позднее движение параллельными секстаккордами связывали с Ф.
2) Название распространённой в европ. музыке 15 в. техники многоголосия (франц. faux-bourdon — фальшивый бас). Хоральный cantus firmus (нередко колорированный) излагался в сопрано, нижний голос дублировал его в упрощённом виде в октаву или сексту, а средний, к-рый не нотировался, был точным повторением верхнего квартой ниже.
Г. Дюфаи. Магнификат-антифон (звёздочками помечены звуки хорала).
Иногда к ним добавлялся контратенор (тенор (2)), и Ф. становился 4-голосным. Ф. почти не встречался как самостоят. форма и применялся гл. обр. как способ изложения в литургич. и нелитургич. жанрах: гимнах, псалмах, антифонах, мессах, мотетах и т. д. Фобурдонные разделы в них чередовались с одноголосными или нефобурдонно-многоголосными. Технику Ф. применяли Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Брассар, Й. Рулле, Й. Лимбурги и др. В теоретич. трактатах термин «фобурдон» ранее всего приводится Й. Тинкторисом («De arte contrapuncti», 1477) и Г. Монахусом («De prectis artis musice…», 1480).
3) Применяемое с кон. 15 в. обозначение псалмодич. речитации в аккордовом изложении (итал. falsobordono, от франц. fauxbourdon), часто сменяющем одноголосное исполнение псалма.
А. Кабесон. Fabordon у glosos del octavo tono.
В 16 в. Ф. стали называть любые 4-гол. гармонизации хорала в складе «нота против ноты», представляющие как бы секстаккордовые Ф. (1) с добавленным басом. Такие Ф. распространились в Италии, Испании и нередко служили темой для варьирования.
Литература: Jeppesen К., Die mehrstimmige italienische Laude um 1500, Kph.-Lpz., 1935 (совм. с v. Brшndal); Meeсh S. В., Three XV-th century English music treatises, «Speculum», 1935, v. 10; Bukofzer M., Geschichte des englischen Diskants und des Fauxbourdons nach den theoretischen Quellen, Strassburg, 1936 (Diss.); его жe, Fauxbourdon revisited, «MQ», 1952, v. 38, No 1; (Gersоn-)Kiwi E., Studien zur Geschichte des italienischen Liedmadrigals im 16. Jahrhundert, Wurzburg, 1938 (Diss.); Handschin J., Aus der alten Musiktheorie, «Acta musicologica», 1943, v. 15; Вesseler H., Bourdon und Fauxbourdon, Lpz., 1950, 1974; его же, Das Ergebnis der Diskussion uber «Fauxbourdon», «Acta musicologica», 1957, v. 29, No 4; Flasdleсk H. M., Franzцsisches «faux-bourdon» und fruhneuenglisches «faburden», «Acta musicologica», 1953, v. 25, No 4; Gurlill W., Die Kompositionslehre der deutschen 16. und 17. Jahrhunderten, Kongress-Bericht Bamberg, 1953; Кirchner G., Franzцsische faux-bourdon und fruh-neuenglisch faburden (H. M. Flasdieck). Epilog zum Faburdon (R. v. Ficker)., Eine Erwiderung, «Acta musicologica», 1954, v. 26, S. 85–87; Wallin N., Zur Deutung der Begriffe Faburden — Fauxbourdon, Kassel-Basel, 1954; Kenney S. W., «English discant» and discant in England, «MQ», 1959, v. 45, No 1; Trоwell В., Faburden and Fauxbourdon, «Musica disciplina», 1959, v. 13, p. 27–78; Trumble E., Authentic and spurious Faburden, «Revue Belge de Musicologie», 1960, t. 14, p. 3–29.
T. С. Кюрегян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.