Emmanuel Chabrier
Шабрие. Рапсодия "Испания" (оркестр п/у Т. Бичема)
Получил юридич. образование. В 1861-80 служил в Мин-ве внутр. дел. Увлекался музыкой, занимался у Э. Вольфа (фп.), Т. Семе и А. Иньяра (гармония, контрапункт и фуга). В 1877 с успехом было исполнено первое крупное произв. Ш. - оперетта "Звезда". В 70-х гг. Ш. сблизился с В. д'Энди, А. Дюпарком, Г. Форе, К. Сен-Сансом, Ж. Массне. С 1879 он полностью посвятил себя муз. деятельности. В 1881 был репетитором хора "Концертов Ш. Ламурё", в 1884-1885 хормейстером т-ра "Шато д'о". Среди лучших произв. Ш. - поэма-рапсодия "Испания" для оркестра (1883), опера "Гвендолина" (на либр. К. Мендеса, 1886), комич. опера "Король поневоле" (1887), многочисл. фп. пьесы. Смело и оригинально мысливший художник, Ш. выступал против канонизированных правил в муз. творчестве и фетишизации стилевых приёмов; он ратовал за многообразное воплощение жизни в музыке. Во мн. соч. проявились характерные для него остроумие и глубокий лиризм, творч. изобретательность и ясность мыслей. Его музыка отличается мелодич. грацией, острой динамичностью. Ш. оказал значит. влияние на совр. франц. композиторскую школу.
Сочинения: оперы - Гвендолина (1886, т-р "Де ла Монне", Брюссель), Король поневоле (Le roi malgrй lui, 1887, т-р "Опера комик", Париж), лирич. драма Бризеида (не закончена, 1888-92); оперетты - Звезда (L'йtoile, 1877, т-р "Буфф-Паризьен", Париж), Неудачное воспитание (Une йducation manquйe, 1879, Париж); лирич. сцена Суламифь для меццо-сопрано, хора и орк. (на стихи Ж. Ришпена, 1885), Ода к музыке для солиста, жен. хора и фп. (Ode а la musique, 1891); для орк. - Lamento (1874), Larghetto (1874), поэма-рапсодия Испания (1883), Радостный марш (Joyeuse marche, 1890); для фп. - Экспромт (Impromptu, 1873), Живописные пьесы (Piиces pittoresques, 1881), Три романтических вальса (Trois valses romantiques, для 2 фп., 1883), Хабанера (Habanera, 1887), Фантастическое бурре (Bourrйe fantastique, 1891); романсы, песни и др.
Письма: Lettres d'E. Chabrier, "Revue de la Sociйtй internationale de musique", 1909, 15 janvier, 15 fйvrier, 1911, 15 avril; Lettres а Nanine, P., 1910.
Литература: Музыкальная эстетика Франции XIX века, сост. текстов, вступит. ст. и вступ. очерки Е. Ф. Бронфин, М., 1974, с. 240-42; Tiеrsоt J., Un demi-siиcle de musique franзaise..., P., 1918, 1924 (рус. пер. - Тьерсо Ж., Полвека французской музыки, в кн.: Французская музыка второй половины XIX в., вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938); Коесhlin Ch., Pour Chabrier, "RM", 1930, janvier (рус. пер. - Клxлин Ш., В защиту Шабрие, там же); Prod'hоmme J. G., Chabrier in his letters, "MQ", 1935, v. 21, No 4; Poulenc Fr., E. Chabrier, P., 1961; Tiйnot Y., Chabrier, par lui mкme et par ses intimes, P., 1965; Myers R., E. Chabrier and his circle, L., 1969; Robert Fr., E. Chabrier. L'homme et son oeuvre, P., 1970 ("Musiciens de tous les temps", (v.) XLIII).
E. P. Бронфин