Сюита в балете

Категории словаря

Сюита (франц. suite, букв. — ряд, последовательность, продолжение).

1) Циклическое муз. произведение, состоящее из неск. самостоятельных частей, объединённых общностью художеств. замысла и следующих одна за другой по принципу контраста. Сюита возникла в 16 — 17 вв. как объединение муз. пьес танц. характера. В музыке 17 — 18 вв. в С. включалось обычно 4 танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига, контрастные по темпу, с увеличением этого контраста от начала к концу: умеренно-быстро — медленно — очень быстро. Такая структура С. встречается у Баха, Генделя и др. композиторов. В 19 — 20 вв. в сюитные циклы стали включаться и нетанцевальные пьесы разл. жанров. В форме С. со сквозным муз. развитием написаны «Карнавал» Шумана, «Картинки с выставки» Мусоргского и др. Нередко С. образовывались из отрывков или частей к.-л. крупного, преимущественно музыкально-сценич. произведения: оперы, балета, музыки к драме или фильму. Так, С. С. Прокофьев создал симфоническую С. из музыки балетов «Ромео и Джульетта» и «Золушка» ; А. И. Хачатурян — «Гаянэ» и «Спартака» и др.

2) Хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, объединённых одной темой и чередующихся по принципу контраста. В балете нередко в разных актах сопоставляются классич. и национально-характерная С.: в «Лебедином озере» — танцы лебедей во 2-м акте и разл. национальные танцы в 3-м акте; аналогичные сопоставления есть в «Спящей красавице», «Щелкунчике», «Раймонде», «Дон Кихоте», «Коньке-Горбунке». Симфонич. С., как самостоятельные, так и составленные из отрывков оперных или балетных произв., иногда являются основой балетного спектакля: «Шехеразада» по одноим. симфонич. сюите Н. А. Римского-Корсакова (1910, балетм. М. М. Фокин), «В белом» по 3-й сюите Чайковского (1918, балетм. А. А. Горский), «Сюита в белом» по С. из балета Э. Дало «Намуна» (1943, балетм. С. Лифарь), «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина по опере «Кармен» (1967, балетм. А. Алонсо) и др. При этом и сам балетный спектакль может быть построен в форме С., состоящей из чередования разнохарактерных номеров, раскрывающих единый образ («Айседора» на муз. Бетховена, Руже де Лиля, Шуберта, Шопена, Скрябина и др., балетмейстер М. Бежар, 1976).

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Сюита в Музыкальной энциклопедии

реклама

вам может быть интересно

Дойра Национальные культуры
Хоральная обработка Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Труба Музыкальные инструменты
Вспомогательный звук Теория музыки
Берлин музыкальный Национальные культуры
Жанр музыкальный Термины и понятия
Загреб музыкальный Национальные культуры
Гитара Музыкальные инструменты
Канцонетта Музыкальные жанры и формы
Певчий дьяк Опера, вокал, пение
Вводный тон Теория музыки
Стилизация Термины и понятия

Реклама