Завершились гастроли Римского балета в Москве
Впервые в России состоялись гастроли Римского балета, которые прошли на Новой сцене Большого театра. Хотя Италия и является родиной балета, в течение двадцатого века некогда знаменитый итальянский балет пришел в упадок, утратил репертуар, подрастерял виртуознейшую школу. И лишь искусство двух прославленных балерин — Карлы Фраччи и Алессандры Ферри — еще поддерживало его былую славу. За последние годы в этой стране наметился определенный «балетный ренессанс». Свидетельство тому — гастроли балета «Ла Скала» и балета Римской оперы, которые прошли в этом сезоне в Большом. С 2001 года Римским балетом руководит Карла Фраччи, благодаря которой у труппы сформировался уникальный репертуар. Он и был показан в Москве, чему способствовал творческий контакт труппы с Фондом Мариса Лиепы.
Эти гастроли, как ни парадоксально — уникальное явление именно в области русской культуры. Ровно 90 лет прошло с тех пор, как в Париже свои балеты «Игры» Дебюсси и «Весну священную» Стравинского показал гениальный 23-летний хореограф Вацлав Нижинский, стяжавший к тому времени славу лучшего танцовщика мира. Его постановки, на полвека опередившие самые смелые поиски модернистов, в исполнении знаменитой труппы «Русский балет» Сергея Дягилева вызвали грандиозный скандал. Их не поняла и не приняла парижская публика, хотя теперь очевидно, что именно с «Весны» и начался балет ХХ века. Они были показаны на сцене всего несколько раз. Из небытия их возродили ученые-энтузиасты — американский балетмейстер Миллисент Хадсон и английский искусствовед Кеннет Арчер, которые буквально по крупицам сначала восстановили «Весну» (1987), а потом «Игры» (1996) — последний специально для Фраччи.
Вместе с этими тонкими и очень точно воплощенными реконструкциями (Римский балет их танцует с большим энтузиазмом и отдачей, хотя кордебалет в «Весне» ярче солистки) были показаны фокинская «Шехеразада» в редакции Андриса Лиепы (наряду с итальянцами в ней выступили Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе) и «Три танца Айседоры Дункан», поставленные Хадсон именно для Карлы Фраччи. Любуясь вдохновенным мастерством балерины, в танце которой воскресали трагические эпизоды биографии знаменитой «босоножки», я в душе горевала о том, что мы в свое время так и не увидели Фраччи в романтическом репертуаре, который она исполняла бесподобно... Изысканная стилистка (это видно и по «Айседоре» и особенно по богатым весьма двусмысленными подтекстами «Играм», в трио которых также выступили Сильвия Курти и Рикардо ди Космо), она столь же тонко формирует репертуар, в котором в следующем сезоне появятся ранние балеты Джорджа Баланчина, приуроченные к 100-летию со дня его рождения.
Виолетта Майниеце