Цюрих

Цюрих (Zurich) - адм. центр кантона Цюрих, крупнейший пром. и культурный город Швейцарии, один из гл. муз. центров страны. Муз. жизнь Ц., как и гос-ва в целом, складывалась в результате взаимодействия нац. культур, восходящих к древним традициям разл. племён, населявших территорию совр. Ц. Зарождение проф. музыки в Ц. (в качестве города впервые упоминается в 929) связано с церк. муз. культурой, проникавшей с 13 в. из Санкт-Галленского монастыря - крупнейшего муз. центра ср.-век. Европы. В нём работали выдающиеся муз. учёные, теоретики и композиторы. С развитием гор. культуры формировалось и светское проф. муз. иск-во. Его носителями были франц. трубадуры (12 в.) и нем. миннезингеры (13-14 вв.). В своих воспоминаниях нем. путешественник 14 в. отмечал, что у швейцарцев принято 4-гол. пение по франц. образцу. Уроженцем Ц. был один из крупнейших европ. композиторов 1-й пол. 16 в. Л. Зенфль (его творчество связано с Мюнхеном). В 16 в., как и в др. швейц. городах, в Ц. начала развиваться инстр. музыка. Первыми музыкантами были гор. башенные трубачи, подававшие сигналы времени, тревоги и др., а также исполнители на др. дух. инструментах и барабанщики - участники торжеств. процессий. Тогда же возникло муз.-театр. иск-во. У. Цвингли и др. ставили мистерии и светские пьесы (в т. ч. о Вильгельме Телле) с музыкой. В период Реформации инстр. музыка была запрещена, в т. ч. игра на органе при богослужении (до 19 в.); в церкви разрешалось лишь пение псалмов.

Интенсивно развивалось домашнее любительское музицирование. В 17 в. в Ц. возникло первое в Швейцарии муз. объединение - Коллегиум музикум (1613), в к-рый входили учителя, священники и др. Исполнялись стихи лирич., религ. и патриотич. содержания на известные мелодии псалмов. В 1639 изданы 4-гол. песни А. Швильге и К. Дибольда, в 1641 в Ц. впервые в Швейцарии опубликован сб-к церк. многогол. песнопений. В нач. 18 в. возрос интерес к вок. музыке. Иск-во хор. пения развивали церк. и др. муз. объединения. Появились сб-ки песен, в т. ч. "Швейцарские песни" ("Schweizerlieder", 1769, сост. И. К. Лафатер и Й. Шмидлин), создавались светские и церковные кантаты. В 1722 возникло "Музыкальное общество многих городов" ("Musikgesellschaft der mehreren Stдdten"), с к-рым были связаны цюрихские композиторы Й. Шмидлин, Й. X. Эгли, И. К. Бахофен. В сер. 18 в. в Ц. возобновились муз. спектакли (не ставились ок. 100 лет после запретов деятелей Реформации). В 1752 выступала франц. труппа под рук. Ж. Б. Нёве. Из-за отсутствия спец. театр. помещения оперы шли в открывшемся для концертов Муз. зале (при нём существовало Муз. об-во); здесь в 1788 труппой Гельми - Кобервейна пост. опера Дж. Паизиелло "Король Теодор в Венеции". Многогол. хор. пение стало традиционным среди любителей (к 1736-39 относится свидетельство об исполнении многогол. хор. музыки). Получили известность 3-гол. песни и хоры Й. Штайнера, в к-рых заметно влияние песен для голоса с фп. Ф. Э. Баха и Й. А. Шульце. Большую роль в муз. жизни Ц. в 18 в. сыграл композитор, педагог и муз. деятель X. Г. Негели, к-рый пропагандировал педагогич. систему И. Г. Песталоцци (был его другом) и применял её при обучении пению, автор педагогич., философских и религ. работ. Он основал в Ц. муз. магазин и б-ку (1791), изд-во (работало в 1794-1807 и с 1819), Цюрихский певч. ин-т (1805; 1-й в Зап. Европе). Хор. пение получило особое развитие в Ц.на рубеже 18-19 вв.; были организованы многочисл. любительские коллективы; гор. песни пелись хором под открытым небом во время празднеств, а также при трудовых процессах. В нач. 19 в. возрос интерес к муз. фольклору; в городе получили распространение швейц. народные, в т. ч. пастушьи, песни. В 1805 в Ц. организован певч. праздник альпийских пастухов. В 1812 Г. Й. Кун составил и издал "Собрание швейцарских пастушьих и народных песен" ("Sammlung von schweizerischen Kьhreihen und Volksliedern"). В 1877 создано Цюрихское об-во военной и нар. музыки. Проф. хоры Ц. славились исполнением классич. ораторий и др. вок.-симф. произв., звучала музыка И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и Й. Гайдна (в 1801 впервые в Швейцарии исполнялось его "Сотворение мира"), В. А. Моцарта, Ф. Мендельсона.

В нач. 19 в. возник ряд новых муз. объединений, в т. ч. Швейц. муз. об-во (1808), укрупнились старые коллективы - Об-во Муз. зала и "Муз. об-во многих городов" слились во Всеобщее швейцарское муз. общество (1812). В 1825 в Ц. проведён певч. праздник. Развитие хорового движения привело к созданию в 1842 Швейц. певч. союза. В 19 в. возникло много хор. коллективов и об-в, в т. ч. существующие поныне муж. хоры "Гармония" (с 1830-х гг.), "Цюрих", Ораториальный хор, Певч. об-во цюрихских учителей, хор под упр. В. Рейнхардта (исполняет соч. И. С. Баха), частный хор Хёйзермана (с 1897), камерный хор "Arte Antica" (под упр. М. Йенике), школьный хор "Свободной гимназии", католич. хоры "Цюрихский лидертафель" и Цецилианское об-во "Эрликон". Во 2-й пол. 19 в. важную роль в муз. жизни Ц. играл композитор и муз.-обществ. деятель Ф. Хегар. Он основал большой; смешанный хор (1863), исполнявший совр. зап.-европ. музыку (дирижировал им до 1901), муз. школу (1876; в 1907 преобразована в консерваторию, был её руководителем до 1914), руководил смешанным хором (1865-1891) и оркестром оперного театра, симфоническим оркестром Всеобщего швейц. муз. об-ва (1865-1906), возглавлял разл. хоры и преподавал пение, писал музыку, преим. хоровую. Крупными событиями стали муз. празднества, организованные Всеобщим швейц. муз. об-вом (с 1867), на к-рых исполнялись произв. И. С. Баха. Хор. движение носило демократич. характер, о чём свидетельствовало возникновение многочисл. хор. орг-ций, в т. ч. Рабочего певч. об-ва Швейцарии (1888); позднее оно объединилось с Швейц. певч. об-вом: Грютли, образовав в 1917 Швейц. рабочий певч. союз.

Развитие муз. т-ра в Ц., как и во всей Швейцарии, отставало от других европ. стран. Первые оперные спектакли пост. в 1801; исполнялись франц. труппой, прибывшей с франц. войсками и выступавшей до 1803, в репертуаре - оперы Н. Далейрака, А. Э. М. Гретри, Ф. А. Буальдьё, а также лирич. сцены Ж. Ж. Руссо? "Пигмалион". В 1830 гастролировала итал. труппа. Спектакли вызвали интерес к оперному жанру и способствовали созданию собств. т-ра; в 1834 был открыт Акционерный т-р (здание на 808 мест; осн. И. Г. Бюркли и Л. Циглером при участии Всеобщего швейц. муз. об-ва; 1-я пост. - "Волшебная флейта" Моцарта). Расцвет оперного т-ра связан с пребыванием в "швейц. изгнании" (1849-58) Р. Вагнера, к-рый поставил здесь "Вольного стрелка" Вебера и свою оперу "Летучий голландец", опубликовал брошюры "Искусство и революция" (1849) и "Театр в Цюрихе" (1851).

В 1860 в цюрихском т-ре ставились также оперетты; позднее муз. комедии шли в т-рах "Водевиль" (1879-1889) и "Пфауэнтеатр" (1883-1921, затем в нём выступали драм. труппы). После пожара 1890, уничтожившего Акционерный т-р, в 1891 построен Гор. т-р (на 1139 мест; открылся "Праздничной пьесой" К. Шпиттелера с музыкой Л. Кемптера). Расцвет этого т-ра в качестве оперного приходится на 1901-21; в 20-30-е гг. в репертуар было включено много балетов, с 1932 шли и оперетты. В 30-е гг. создана Новая цюрихская камерная опера.

Развитие швейц. симф. музыки во 2-й пол. 19 в. (по своему значению всегда уступавшей хоровой) способствовало созданию в Ц. симф. оркестра. В 1862 осн. Цюрихское орк. об-во, в 1867 - об-ва "Тонхалле" и Театральное (позднее объединилось с Цюрихским орк. об-вом). Утверждение в кон. 19 - нач. 20 вв. швейц. композиторской школы, возглавлявшейся Ф. Хегаром и X. Хубером, вызвало необходимость организации в 1900 Союза швейц. музыкантов. Развитие камерно-инстр. исполнительства в 20-е гг. привело к созданию в Ц. первого швейц. камерного оркестра (1920-43; основатель и рук. А. Шайхет). В 1941 П. Захер создал "Коллегиум музикум". В нач. 40-х гг. организован оркестр радио, с к-рым в 1944 объединился оркестр об-ва "Тонхалле". Среди любительских оркестров - "Домашнее орк. объединение" ("Hausorchestervereinigung", дир. Э. Штоуц). Ежегодно проводятся фестивали - Баховский (в мае) и классич. музыки (в июне). Среди муз. журналов, издающихся в Ц., - "Neujahrsblatt der allgemeinen Musikgesellschaft Zьrich" (с 1813), ежегодник "Jahresbericht des Konservatorium Zьrich" (c 1876), "Der Evangelische Kirchenchor" (c 1897; орган Швейц. религ. певч. союза, осн. в 1895), "Schweizer Musikblatt" - "Bulletin Musical Suisse" (c 1915; на нем. и франц. яз., орган Швейц. муз. союза), "Schweizer Musik-Revue" (с 1924), "Vereins-Nachrichten der Stadtmusik Zьrich" (с 1925; с 1946 ежемесячник под назв. "Monatsblatt der Stadtmusik Zьrich"), "Der Bindebogen" (с 1931; учёные записки консерватории и Высшей муз. школы), "Volkslied und Hausmusik" (с 1934; с 1942 под назв. "Singt und spielt"), "Schweizerische Musikzeitung" (с 1937), "Lobpreisung der Musik" (c 1941; посв. проблемам муз. воспитания и муз. просвещения), "Glareana" (с 1951; известия Об-ва друзей старинных муз. инструментов), "Orpheus" (с 1954; посв. проблемам муз. жизни Ц.). Важное значение для развития иск-ва, в т. ч. для поощрения деятельности композиторов Ц., имели учреждённые гор. администрацией (помимо субсидий т-ру) т. н. премии города Цюриха в области лит-ры, музыки и изобразит. иск-ва, к-рых удостоены швейц. комп. О. Шёк (1943), швейцарец по происхождению А. Онеггер (1946), В. Буркхард (1950), П. Мюллер (1953). В Ц. работали Р. Штраус (кон. 40-х гг.), П. Хиндемит (преподавал в ун-те в 1951-57). С Ц. связана деятельность ведущих швейц. композиторов - Ф. Мартена, Ф. Андре, В. Буркхарда, А. Шиблера, Р. Кельтерборна, К. Хубера, У. Лемана и др. С кон. 40-х гг. в Ц. работают Междунар. федерация музыкантов (ген. секретарь Р. Лорцингер), Объединение швейц. т-ров, Швейц. об-во авторских прав, Швейц. рабочий певч. союз.

Литература: Mьller E., Eine Glanzzeit des Zьrcher Stadttheaters. 1837-1843, Z., 1911; Fehr M., Spielleute im alten Zьrich, Z., 1916; его же, Die Meistersinger von Zьrich, Z., 1916; его же, Zьrich als Musikstadt im 18. Jahrhundert, Bd 1, Z., 1916; его же, Der alte Musiksaal beim Fraumьnster, Z., 1918; 50 Jahre Zьrcher Stadttheater, Z., 1918; Jahrbьcher der Zьrcher Stadttheaters, Z., 1922/23-1961/62; Isler E., Das Zьrcherische Konzertleben seit der Erцffnung der neuen Tonhalle 1895, Bd 1-2, Z.-Lpz., 1935-36; "Neujahrsblatt der Allgemeinen Musikgesellschaft", Z., 1935-36; Schweizer Musikbuch, Bd 1, Z., 1939; Jeсklin P., Ein Kapitel aus Zьrichs Musikleben, Basel, 1947; Wittelsbach R., Konservatorium Zьrich, Z., 1951; Kummer G., Beitrдge zur Geschichte des Zьrcher Stadttheaters unter der Direktion Alfred Reucker, 1901-21, Z., 1951; Schumacher H., Zьrich. Die schцne Stadt, Z., 1954; Zьricher Konservatorium und Musikhochschule, 81. Jahresbericht 1956-57, Z., 1957; Hьrlimann M., Ott H.. Theater in Zьrich, Z., 1959; Reimann H., Die Einfьhrung des Kirchengesanges in der Zьrcher Kirche nach der Reformation, Z., 1959; Jakob F., Der Orgelbau im Kanton Zьrich von seinen Anfдngen bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts, Z., 1965 (Diss.); Briner A., Musikgeschichte aus der Perspektive Zьrich. Die Neujahrsblдtter des Allgemeinen Musikgesellschaft Zьrich, 1813-1965, Z., 1966; см. также лит. при ст. Швейцарская музыка.

И. А. Слепнёв

реклама

вам может быть интересно

Кувиклы Музыкальные инструменты
Полная каденция Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Древнегреческая музыка Национальные культуры
Лейпциг Города
Enchainement, аншенман Балет и танец
Польская музыка Национальные культуры
Дастан Музыкальные жанры
Оркестр Термины и понятия
Армянский балет Балет и танец
Brise, бризе Балет и танец
Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

города

просмотры: 5939
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть