Трезвучие

лат. trias, нем. Dreiklang, англ. triad, франц. triple accord

\1) Аккорд из трёх звуков, к-рые могут быть расположены по терциям. Возможны 4 вида Т.: два консонантных - мажорное (также большое, "твёрдое", trias harmonica maior, trias harmonica naturalis, perfecta) и минорное (малое, "мягкое", trias harmonica minor, trias harmonica mollis, imperfecta) и два диссонантных - увеличенное (также "чрезмерное", trias superflue, abundans) и уменьшенное (trias deficiens- "недостаточное"). Консонантные Т. возникают в результате деления совершенного консонанса квинты согласно отношениям пропорций - арифметической (4:5:6, т. е. большая терция + малая терция) и гармонической (10:12:15, т. е. малая терция + большая терция). Одно из них - мажорное - совпадает с исследованием тонов в нижней части натурального звукоряда (тоны 1:2:3:4:5:6). Консонирующие Т. - основа аккордики в мажорно-минорной тональной системе, господствовавшей в 17-19 вв. ("Триада гармоническая есть основа всякого созвучия...", - писал И. Г. Вальтер). Мажорное и минорное Т. являются центр. элементами 2 гл. ладов европ. музыки, носящих те же наименования. В большой мере консонирующие Т. сохранили значение и в музыке 20 в. Особняком стоят 2 "негармонич." Т. - увеличенное (из двух больших терций) и уменьшенное (из двух малых). Не складываясь в консонанс чистой квинты, оба они лишены устойчивости (особенно уменьшенное, содержащее диссонанс уменьшенной квинты). Муз. теория в соответствии с практикой контрапунктич. письма первоначально рассматривала многоголосие, в т. ч. Т., как комплекс интервалов (напр., Т. как сочетание квинты и двух терций). Дж. Царлино дал первую теорию Т. (1558), назвав их "гармониями" и объяснив мажорное и минорное Т. с помощью теории числовых пропорций (в длинах струн мажорное Т. - гармонич. пропорцией 15:12:10, минорное - арифметической 6:5:4). Впоследствии Т. обозначалось как "триада" (trias; по А. Кирхеру, Т.-триада - один из трёх видов муз. "материи" наряду с звуком-монадой и двузвучием-диадой). И. Липпиус (1612) и А. Веркмейстер (1686-87) полагали, что "гармонич." Т. символизирует св. Троицу. Н. П. Дилецкий (1679) обучает "конкорданциям" (созвучиям) на примере Т. с удвоением примы, в правильном расположении (широком или тесном); он определяет два лада по Т.: ут-ми-соль - "весёлая мусикия", ре-фа-ля - "печальная мусикия". Ж. Ф. Рамо отделил "правильные" аккорды от сочетаний с неаккордовыми звуками и определил Т. как осн. тип аккорда. М. Гауптман, А. Эттинген, X. Риман и З. Карг-Элерт трактовали минорное Т. как зеркальное обращение (инверсию) мажорного (теория дуализма мажора и минора); Риман пытался обосновать дуализм Т. теорией унтертонов. В функциональной теории Римана консонирующее Т. понимается как монолитный комплекс, основа для разного рода видоизменений.

\2) Обозначение осн. вида терцового трёхзвукового аккорда с примой в басу, в отличие от его обращений.

Литература: Дилецкий Николай, Идеа грамматики мусикийской, М., 1979; Zarlino G.,Le istitutioni harmoniche, Venetia, 1558 (факсимиле в изд.: Monuments of music and music literature in facsimile, 2 series, N. Y., 1965); Lippius J., Synopsis musicae novae omnino verae atque methodicae universae, Argentorati, 1612; Werckmeister A., Musicae mathematicae hodegus curiosus, Frankfurt-Lpz., 1686, переизд. Nachdruck Hildesheim, 1972; Rameau J. Rh., Traitй de l'harmonie..., P., 1722; Hauptmann M., Die Natur der Harmonik und der Metrik, Lpz., 1853, 1873; Oettingen A. von, Harmoniesystem in dualer Entwicklung, Dorpat, 1865, Lpz., 1913 (под загл.: Das duale Harmoniesystem); Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre, oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L.-N. Y., 1893 (рус. пер. - Rиман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1901); его же, Geschichte der Musiktheorie in IX. - XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, Hildesheim, 1961; Karg-Elert S., Polaristische Klang- und Tonalitдtslehre, Lpz., 1931; Walther J. G., Praecepta der musicalischen Composition (1708), Lpz., 1955.

Ю. H. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Курай Музыкальные инструменты
Аллеманда Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Органум Термины и понятия
Автентическая каденция Термины и понятия
Драматургия музыкальная Термины и понятия
Гальярда Музыкальные жанры
Какофония Термины и понятия
Дивертисмент Музыкальные жанры
Вариации Термины и понятия
Балерина Балет и танец
Камерная музыка Термины и понятия
Австрийский балет Балет и танец

Реклама



Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 5159
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть