Вера Александровна Трефилова

Vera Trefilova

Вера Трефилова
Вера Трефилова Вера Трефилова Вера Трефилова Вера Трефилова Вера Трефилова

Вера Трефилова родилась 26 сентября 1875 года во Владикавказе. Она была незаконнорожденной дочерью унтер-офицерской вдовы, драматической актрисы Н.П.Трефиловой, крестница знаменитой актрисы Марии Савиной. Еще ребенком она случайно попала на репетицию балетных артистов, и это решило ее судьбу – девочку повели поступать в балетную школу. На нее обратила внимание опытная балерина Екатерина Вазем, которая впоследствии стала ее преподавательницей.

Вере Трефиловой следовало бы стать драматической актрисой – Савина покровительствовала крестнице, но не сложилось, и она осталась в балете. Ее актерские способности в юности не получили развития, а балетная сцена требовала особой манеры игры, и танцовщица, способная создать образ в пьесе Толстого «Власть тьмы», чувствовала себя скованно в балетных комедиях и мелодрамах. Ее сильной стороной стал танец – и он же был главным выразительным средством.

Она окончила школу в 1894 году. Это было время, когда блистали Леньяни и Кшесинская. Трефилова попала в кордебалет. Она много танцевала в операх, а в балетах ей изредка доставалось место корифейки.

Вера Трефилова поначалу всегда была всего лишь «одной из…», и все же она в чем-то была лучше других. Вскоре это заметили, и в 1898 году она получила первую сольную партию в балете Льва Иванова «Ацис и Галатея». Дебют прошел успешно – балетные критики ее отметили, хотя их отзывы и были не слишком восторженными.

Она взялась всерьез за свою технику: прошла курс частных уроков у Энрико Чекетти – знаменитого итальянского педагога, которому была обязана своим мастерством даже Матильда Кшесинская, училась у Николая Легата. Трефилова занималась и у других иностранных педагогов – в течение почти десяти лет она совершенствовала свое мастерство в Милане и в Париже, затем занималась в Петербурге у Е.П. Соколовой.

Ее первой большой ролью была Тереза в балете «Привал кавалерии» (1899). Большинство критиков были единодушны в своем мнении – техника у молодой балерины достаточно высока, ее танец практически безупречен, но она не вкладывает в него душу. Однако техническая безупречность ее исполнения стала настолько высока, что порой ей отдавали предпочтение в сравнении даже с такой балериной, как Тамара Карсавина.

И все же – ее талант развивался медленно. Она словно пробуждалась, от партии к партии внося в свой танец все больше гармонии. Ей редко доставались главные партии – Вера Трефилова была «вечной подругой» героинь. Так было в «Синей бороде», в «Жавотте» и «Жизели», в «Арлекине» и «Корсаре». А ей самой нравилось исполнять серьезные роли лирико-драматического плана, несмотря на то что исполнительская внешность – невысокий рост, мелкие черты лица – больше располагали к амплуа балетной инженю.

Появился у нее и свой критик, который очень внимательно следил за ее успехами и не прощал ошибок: «Все было в ее игре и танцах томительно скучно, до того прилизано и чисто, что душой овладевает глубокая меланхолия…»

Автором заметок о творчестве балерины был Валериан Яковлевич Светлов, в то время редактор журнала «Нива». Именно от него Трефиловой доставалось больше всех. Светлов считался одним из ведущих балетных критиков Санкт-Петербурга и действительно разбирался в хореографии. При этом он был очень скуп на похвалы.

В середине 1910-х годов Вера Трефилова находилась в зените своей славы. Ей аплодировали восхищенные зрители в то время, когда на сцене блистала виртуозная Матильда Кшесинская. Одетта, исполненная Трефиловой в балете «Лебединое озеро», пожалуй, один из наиболее удачных образов, созданных балериной. Ее же называли одной из лучших исполнительниц партии Авроры в «Спящей красавице».

Но личная жизнь Трефиловой не задавалась и порой драматически влияла на ее творческую судьбу. Первый муж, А. Бутлер, сын известного сенатора, оказался картежником и пьяницей. Второй муж, Н. Соловьев, сын миллионера, потребовал ее ухода со сцены. Травля режиссера Н. Сергеева способствовала принятию решения об уходе (или была его истинной причиной). В возрасте тридцати пяти лет Трефилова неожиданно для всех оставила сцену. Ей оставалось всего полтора года до полной выслуги лет и пенсии. В бенефисе Трефиловой отказали, но милостиво разрешили прощальный спектакль и чествование при открытом занавесе. Последнее выступление Трефиловой на сцене Мариинского театра состоялось 24 января 1910 года в «Лебедином озере».

Многие считали ее прощальный спектакль завершением карьеры Трефиловой – но оказалось, что это только середина пути. Почти десять лет артистка не танцевала, но занималась с Николаем Легатом, старясь уйти от посторонних глаз, закрываясь в зале для репетиций. В 1915 году Соловьев умер – и она вновь была свободна.

Судьба часто преподносит сюрпризы, и одним из таких сюрпризов стал брак Трефиловой и Светлова в 1916 году. Строгий, пристрастный критик стал мужем балерины, к творчеству которой относился всегда так сурово! Вера Александровна была на пятнадцать лет моложе Валериана Яковлевича. В то время, когда они соединили свои судьбы, оба уже перешагнули порог зрелости – Светлову было пятьдесят шесть лет, а Трефиловой – сорок один. В жизни балерины это был уже третий брак. Светлов в 1917 году увез ее в Париж, где ими была открыта балетная студия.

Сценическая деятельность Трефиловой неожиданно возродилась в дягилевской антрепризе. В 1921 году в Лондоне она исполнила Аврору в версии дягилевской «Спящей красавицы», а в следующем – в укороченном варианте, называвшемся «Свадьба Авроры». После премьерного показа «Спящей красавицы» о Трефиловой снова заговорили как о лучшей исполнительнице партии Авроры, отдавая ей неоспоримое преимущество среди других балерин. И это несмотря на то, что танцовщица уже перешагнула порог зрелости. В 1924 году балерина выступила с дягилевской труппой в Монте-Карло. Давали «Лебединое озеро», и Трефилова еще раз поразила мастерством, с необыкновенным блеском исполнила фуэте. Танец оставался подвластен ей и в преддверии пятидесятилетия.

Матильда Кшесинская так писала о Вере Трефиловой: «… когда мы ее увидели в Монте-Карло в «Лебедином озере», то все были поражены ее стильным выходом, классическим поклоном и поразительным умением держать себя на сцене, во всем была видна наша школа: благородство в движениях, изящество поз – одним словом, тот класс, которого здесь давно не видали и отвыкли видеть. Она была исключительно хороша в этом балете, и он по справедливости считался ее лучшим. После нее все, которые выступали в «Лебедином озере», не могли даже с ней сравниться».

Последнее выступление Трефиловой за рубежом состоялось в 1926 году. Она умерла в Париже 11 июля 1943 года, почти на десять лет пережив своего мужа.

Д. Трускиновская

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

08.10.1875

Дата смерти

11.07.1943

Профессия

балерина, педагог

Страна

Россия

просмотры: 4258
добавлено: 05.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть