Моник де ля Брюшольри

Monique de la Bruchollerie

Моник де ля Брюшольри / Monique de la Bruchollerie

Огромная сила таилась в этой хрупкой, маленькой женщине. Ее игра далеко не всегда была образцом совершенства, и поражали в ней не философские глубины и не виртуозный блеск, но какая-то почти экстатическая страстность, неотразимая отвага, превращавшие ее, по выражению одного из критиков, в Валькирию, а рояль - в поле битвы. И эта вот смелость, способность играть, отдаваясь музыке всецело, избирая порой немыслимые темпы, сжигая все мосты осторожности, и была как раз той определяющей, хотя и трудно передаваемой словами чертой, которая приносила ей успех, позволяла ей буквально захватывать публику. Конечно, смелость была не беспочвенной - она базировалась на достаточном мастерстве, достигнутом за время занятий в Парижской консерватории у И. Филиппа и совершенствования под руководством прославленного Э. Зауэра; конечно, эту смелость поощрял и укреплял в ней А. Корто, считавший Брюшольри пианистической надеждой Франции и помогавший ей советами. Но все же именно названное качество позволило ей встать выше многих одаренных пианистов своего поколения.

Звезда Моник де ля Брюшольри взошла не во Франции, а в Польше. В 1937 ГОДУ она приняла участие в Третьем международном конкурсе имени Шопена. Хотя седьмая премия и может показаться не слишком большим достижением, но если вспомнить, сколь сильны были соперники (победителем конкурса, как известно, стал Яков Зак), то для 22-летней артистки это было неплохо. Тем более, что ее заметили и жюри и публика, ее пылкий темперамент произвел глубокое впечатление на слушателей, а исполнение ми-мажорного Скерцо Шопена было принято восторженно.

Год спустя она получила еще одну награду - снова не очень высокую, десятую премию, и снова в исключительном по составу конкурсе - Брюссельском. Слышавший французскую пианистку в те годы Г. Нейгауз, по воспоминаниям К. Аджемова, особо отмечал блестящее исполнение ею Токкаты Сен-Санса. Наконец ее по достоинству оценили и соотечественники, после того как Брюшольри сыграла в парижском зале "Плейель" в один вечер три фортепианных концерта в сопровождении оркестра под управлением Ш. Мюнша.

Расцвет таланта артистки наступил после войны. Брюшольри много и с успехом гастролирует по Европе, в 50-х годах совершает блестящие турне по США, Южной Америке, Африке, Азии. Она предстает перед слушателями в широком и разнообразном репертуаре, в ее программах, пожалуй, чаще других можно встретить имена Моцарта, Брамса, Шопена, Дебюсси и Прокофьева, но наряду с ними она играет музыку Баха и Мендельсона, Клементи и Шумана, Франка и де Фальи, Шимановского и Шостаковича... Первый концерт Чайковского иногда соседствует у нее с фортепианной транскрипцией Скрипичного концерта Вивальди, сделанной ее первым учителем - Исидором Филиппом. Американские критики благосклонно сравнивают Брюшольри с самим Артуром Рубинштейном, подчеркивая, что "ее искусство заставляет забывать о невзрачности ее фигуры, а сила ее пальцев грандиозна. Приходится поверить, что женщина-пианист может играть с энергией мужчины".

В 60-х годах Брюшольри дважды посетила Советский Союз, выступала во многих городах. И у нас быстро снискала симпатии, сумев проявить лучшие достоинства своей игры. "Пианистка обладает самым главным качеством музыканта: умением завораживать слушателя, заставить его пережить вместе с ней эмоциональную силу музыки",- писала в "Правде" композитор Н. Макарова. Бакинский критик А. Иса-заде находил в ней "счастливое сочетание сильного и зрелого интеллекта с безупречной эмоциональностью". Но наряду с этим взыскательная советская критика не могла не заметить и присущую пианистке подчас манерность, склонность к шаблонам, отрицательно сказавшихся на ее исполнении крупных сочинений Бетховена и Шумана.

Трагический случай прервал карьеру артистки: в 1969 году, во время гастролей по Румынии, она попала в автомобильную катастрофу. Тяжелые ранения навсегда лишили ее возможности играть. Но она боролась с недугом: занималась с учениками, участвовала в работе жюри многих международных конкурсов, разрабатывала новую конструкцию рояля с вогнутой клавиатурой и расширенным диапазоном, который, по ее мнению, открывал богатейшие перспективы перед пианистами.

В самом начале 1973 года один из европейских музыкальных журналов поместил большую статью, посвященную Моник де ля Брюшольри, под печальным заголовком: "Воспоминание о живущей". А через несколько дней пианистка скончалась в Бухаресте. Ее запечатленное на пластинках наследие составляют записи обоих концертов Брамса, концертов Чайковского, Шопена, Моцарта, Симфонических вариаций Франка и Рапсодии на тему Паганини Рахманинова, ряда сольных сочинений. Они и сохраняют для нас память об артистке, которую один из французских музыкантов провожал в последний путь такими словами: "Моник де ля Брюшольри! Это означало: исполнение с развевающимися знаменами; это означало: страстная самоотдача исполняемому; это означало: блеск без банальности и самозабвенное горение темперамента".

Григорьев Л., Платек Я.

реклама

вам может быть интересно

Луи Дюрей Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

20.04.1915

Дата смерти

16.01.1972

Профессия

пианистка, педагог

Страна

Франция

просмотры: 2963
добавлено: 28.03.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть