Амбруаз Тома

Ambroise Thomas

Амбруаз Тома (Ambroise Thomas)

Имя Тома было хорошо известно современникам и как автора оперы «Миньон», выдержавшей за 30 последних лет его жизни свыше 1000 представлений, и как хранителя традиций Парижской консерватории, желавшего при жизни остаться человеком прошлого.

Шарль Луи Амбруаз Тома родился 5 августа 1811 года в провинциальном Меце, в музыкальной семье. Отец, скромный преподаватель музыки, очень рано начал учить его игре на фортепиано и скрипке, так что в девять лет мальчик считался уже прекрасным исполнителем на этих инструментах. После смерти отца семья переехала в столицу, и в семнадцать лет Тома поступил в Парижскую консерваторию, где занимался в классах фортепиано и композиции у Ж. Ф. Лесюэра. Успехи Тома были столь велики, что он регулярно завоевывал премии: в 1829 году — по фортепиано, в следующем — по гармонии и, наконец, в 1832-м — высшую награду по композиции, Большую Римскую премию, которая давала право на трехлетнее пребывание в Италии. Здесь Тома изучал современную итальянскую оперу и в то же время под влиянием известного художника Энгра полюбил музыку Моцарта и Бетховена.

Вернувшись в 1836 году в Париж, композитор через год выступил с первой комической оперой, затем подряд написал еще восемь. Этот жанр стал основным в творчестве Тома. Успех принесла непритязательная одноактная опера «Кади» (1849) — близкая к оперетте пародия на «Итальянку в Алжире» Россини, приводившая позднее в восторг Бизе остроумием, неувядаемой молодостью и мастерством. За ней последовал «Сон в летнюю ночь» с королевой Елизаветой, Шекспиром и персонажами его других пьес, но вовсе не той комедии, которая дала название опере. В 1851 году Тома был избран членом Французской академии и стал профессором Парижской консерватории (среди его учеников — Массне).

Расцвет творчества Тома приходится на 1860-е годы. Немаловажную роль в этом сыграл выбор сюжетов и либретистов. Последовав примеру Гуно, он обратился к Ж. Барбье и М. Карре и, вслед за «Фаустом» Гуно (1859) по трагедии Гёте, написал свою «Миньон» (1866), положив в основу роман Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера», а после «Ромео и Джульетты» Гуно (1867) — «Гамлета» (1868) по Шекспиру. Последняя опера считалась наиболее значительным произведением Тома, тогда как наиболее популярной долго оставалась «Миньон», выдержавшая уже в первом сезоне 100 представлений. Эти оперы привели к новому росту авторитета Тома: в 1871 году он стал директором Парижской консерватории. А за год до того почти 60-летний композитор показал себя подлинным патриотом, вступив с началом франко-прусской войны добровольцем в армию. Однако директорство не оставляло Тома времени для творчества, и после «Гамлета» в течение 14 лет он не написал ничего. В 1882 году появилась его последняя, 20-я опера — «Франческа да Римини» по «Божественной комедии» Данте. После еще семи лет молчания было создано последнее сочинение по Шекспиру — фантастический балет «Буря».

Умер Тома 12 февраля 1896 года в Париже.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Гамлет (Тома) 12.01.2011 в 20:31
Миньон (Тома) 12.01.2011 в 22:31

Публикации

Главы из книг

Амбруаз Тома (classic-music.ru)

Словарные статьи

Лирическая опера 12.01.2011 в 15:11

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

05.08.1811

Дата смерти

12.02.1896

Профессия

композитор, педагог

Страна

Франция

просмотры: 4926
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть