Ференц Лист. «Битва гуннов»

Hunnenschlacht

Вильгельм фон Каульбах. «Битва гуннов»

Симфоническая поэма по Каульбаху No. 11 (1857)

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, тарелки, орган, струнные.

История создания

Программный прообраз «Битвы гуннов» достаточно необычен. Большая часть из 12 симфонических поэм, написанных Листом в Веймаре в 50-е годы, вдохновлена литературными источниками — стихотворениями, драмами, тогда как «Битва гуннов» — изобразительным (такова еще последняя, 13-я поэма, «От колыбели до могилы», 1882).

Летом 1855 года возлюбленная Листа княгиня Каролина Витгенштейн, вернувшись в Веймар из поездки в Берлин, подарила композитору копию фрески «Битва гуннов».

Написанная в 1834—1835 годах модным историческим живописцем Вильгельмом фон Каульбахом (1805—1874), она вместе с другими фресками украшала парадную лестницу нового Берлинского музея. На картине изображена кровавая битва, кипевшая весь день и оставившая на земле лишь нескольких раненых. Она продолжается на небесах, где в центре одной группы — могучий гунн в шлеме с поднятым мечом, а другую группу осеняет крестом летящий ангел.

Позже Каролина познакомила Листа с репродукциями других работ художника, и у него возник грандиозный замысел цикла симфонических поэм под названием «Мировая история в картинах В. Каульбаха и Ф. Листа». Это намерение укрепилось после знакомства в июле 1857 года с подлинниками фресок в Берлине (среди них «Вавилонское столпотворение», «Разрушение Иерусалима», «Изида», «Моисей», «Соломон» и др.), которые Листу демонстрировал сам художник. «Я окончательно утвердился в мысли воплотить в музыке все его музейные картины под заглавием "Драма истории"... Как только я найду поэта, в котором нуждаюсь, я постараюсь осуществить свой замысел... Дело заключается лишь в том, чтобы придать мысли соответствующую форму», — писал композитор. Однако такого поэта не нашлось, и «Битва гуннов» оказалась единственной поэмой по картине Каульбаха. Лист предполагал посвятить ее художнику, но затем, как и все предшествующие, посвятил Каролине Сайн-Витгенштейн. Посвящение же Каульбаху сохранилось в рукописи авторского переложения для двух фортепиано.

Художник рассказал композитору легенду, порожденную величайшим столкновением язычества и христианства в 451 году на Каталуанских полях (близ Труа в нынешней Франции). Полчища гуннов, числом 500 тысяч, под водительством Аттилы и христианское воинство во главе с римским полководцем Аэцием и королем вестготов Теодорихом, павшим в этой битве, сражались с таким ожесточением, что души 200 тысяч погибших продолжали биться в небесах. Первоначальным намерением Листа было запечатлеть в звуках именно эту картину, так ярко написанную Каульбахом: столкновение в небесах теней-призраков. Однако вскоре замысел начал меняться. Листа увлек глубоко гуманистический смысл творения художника: торжество христианской любви и милосердия над языческой дикостью и кровожадностью, что неожиданно напомнило символический смысл античного мифа об Орфее, воплощенного Листом в программе одноименной симфонической поэмы за три года до этого (там в цивилизующей роли выступало искусство). Для воплощения этой идеи композитор придал особое значение подлинному католическому хоралу «Crux fidelis» («Крест надежный») на слова гимна епископа-поэта VI века Венантия Фортуната. 20 лет спустя композитор признавался: «Ради гимна «Crux fidelis» я, в сущности, и написал «Битву гуннов».

Черновой вариант партитуры, согласно пометке в единственной сохранившейся рукописи, находящейся в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, был закончен 8 февраля 1857 года. Премьера состоялась 29 декабря того же года в Веймаре под управлением автора. В издании партитуры отсутствует словесная программа. Но если по отношению к «Венгрии» композитор упорно возражал против каких бы то ни было пояснений, то для «Битвы гуннов», наоборот, считал желательным соответствующее предисловие и даже предполагал поручить написать его одному из своих учеников. Но этого не случилось. Публикуемая же во многих изданиях программа, написанная от первого лица, Листу не принадлежит и считаться авторизованной не может.

Музыка

Ференц Лист / Franz Liszt

Поэма начинается глухим тремоло литавры и упорно стремящейся вверх бурной темой, доносящейся словно издалека. В ней явно слышатся венгерские обороты (Лист, как и многие его современники, был убежден, что гунны — отдаленные предки венгров). Постепенно звучность разрастается, шум битвы приближается — ее олицетворяют необычно изломанные, варварские фанфары валторн, звучащие, по авторской ремарке, «дико». Но возникают и другие, противостоящие варварским, боевые кличи — в чистом звучании труб, в приглушенной, с энергичным пунктирным ритмом теме фаготов. И наконец тромбоны запевают строгий и величавый хорал «Крест надежный». Новая волна нарастания рисует еще большее ожесточение битвы. Темп ускоряется, варварские темы гуннов и героические — христиан сталкиваются непосредственно. Кульминация рисует победу креста: мощные фанфары tutti, особенно торжественные в медленном темпе, трижды чередуются с впервые вступающим здесь органом — в его изложении тема хорала приобретает аскетический, отрешенный характер. Затем струнные запевают новую тему, экспрессивную и набожную, со свободной сменой размера, в духе старинных церковных напевов; лишь подчеркнутый ритм у вторых скрипок звучит отголоском только что отгремевших бурных событий. В следующем быстром разделе окончательно торжествует мажор и сплетаются воедино прежние светлые темы; возникший последним строгий напев превращается в стремительную пляску. Это излюбленная Листом картина всеобщего ликования, венчающая многие его произведения. Заключает поэму долгий отзвук просветленного аккорда органа — в противоположность зловещему глухому тремоло литавры, открывавшему ее.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Ференц Лист

Дата премьеры

29.12.1857

Жанр

симфонические

Страна

Венгрия

просмотры: 5931
добавлено: 19.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть