Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано No. 8

Violin Sonata No. 8 (G-dur), Op. 30 No. 3

Композитор
Год создания
1802
Жанр
Страна
Германия
Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven

«Самая гармоничная из всех бетховенских сонат», – так охарактеризовал Сонату для скрипки и фортепиано № 8 соль мажор Людвига ван Бетховена венгерский скрипач Йожеф Сигети. Музыкант отмечает в первой части «сияющую радость», во второй – «спокойно-умиротворенную красоту», в третьей – «заразительное веселье». Со знаменитым исполнителем трудно не согласиться: слушая эту скрипичную сонату, нелегко поверить, что считанные месяцы отделяют ее от «Гейлигенштадского завещания»… Может быть, композитор еще не верил в неотвратимость той жестокой судьбы, с которой ему предстоит столкнуться – а может быть, эта гармоничная радость жизни тоже была своеобразным «вызовом» судьбе.

В отличие от драматичной четырехчастной Седьмой, в Восьмой сонате Бетховен вновь обращается к трехчастному циклу. Многое роднит ее с фортепианной Сонатой № 16, которая тоже была написана в 1802 г: множество пассажей, бурная разработка в первой части.

В первой части – Allegro assai – нет ни лирики, ни драматизма, в ней царит атмосфера мягкого юмора, заставляющая вспомнить о творениях Йозефа Гайдна, здесь много неожиданных штрихов (особенно в партии скрипки). Разработка строится в основном на материале главной партии и одном из элементов заключительной.

Вторая часть – Tempo di Minuetto, ma molto moderato e grazioso – изящный менуэт, примечательный неожиданным соотношением инструментальных партий. Примечательно, что на титульном листе первого издания Op. 30 значилось: «Сонаты для фортепиано в сопровождении скрипки», и ко второй части Восьмой сонаты эту формулировку можно отнести в полной мере – скрипка и фортепиано попеременно то выступают на первый план, то аккомпанируют друг другу.

Финал – Allegro vivace – представляет собой контрданс (этот танцевальный жанр Бетховен любил). Его рондообразная форма весьма проста, но финал изобилует юмористическими деталями – таков, например, размеренно повторяющийся фортепианный бас на одной ноте, в то время как партия правой руки не уступает в виртуозности скрипичной партии.

Как и две другие скрипичные сонаты Op. 30, в который она входит, Соната № 8 соль мажор посвящена российскому императору Александру I. Возможно такую идею подал композитору граф Александр Разумовский – русский посол в Вене, с которым Людвиг ван Бетховен был в прекрасных отношениях. Император, недавно вступивший на престол, в юности увлекался игрой на скрипке, он вполне мог оценить такое приношение по достоинству. По обычаю той эпохи, посвящение произведения высокопоставленному лицу налагало определенные обязательства и на автора, и на адресата: тот, кому посвящалось произведение, должен был выплатить вознаграждение автору, а тот не имел права публиковать сочинение в течение определенного срока, полностью передав его на это время в распоряжение адресата. В данном случае посвящение осталось без ответа: вознаграждения от российского самодержца Бетховен не получил, и в 1803 г. сонаты были изданы.


Скрипичная соната соч. 30 № 3 Людвига ван Бетховена была завершена летом 1802 года в Гейлигенштадте и в следующем году вышла в свет с посвящением Александру I. В списке сочинений Бетховена за ней следует фортепианная соната № 16 (соч. 31 № 1), тоже в соль мажоре. У них немало общего, особенно в первых частях: моторика, изобилие пассажей, бурная разработка, непрерывная череда музыкальных событий.

Во второй части меняются взаимоотношения инструментов. В энергичных пассажах первой части они то и дело объединяются, здесь же попеременно аккомпанируют друг другу, и часто скрипка должна тактично уступать первенство. Недаром на обложке первого издания сонат соч. 30, выпущенного Венским бюро искусств и индустрии, значится: «Сонаты для фортепиано в сопровождении скрипки».

Финал написан в любимом Бетховеном жанре контрданса. Это одно из самых простых и энергичных бетховенских рондо: без композиционных ухищрений, зато с юмористическими деталями. Пока правая рука пианиста соревнуется со скрипкой в беглости, левая рука то и дело возвращается к размеренному «барабанному басу» на одной ноте. Многие пианисты маскируют эту «примитивную» особенность финала, хотя Бетховен просил ее подчеркнуть, особенно на последней странице.

Анна Булычёва

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама