Берлиоз. Увертюра «Римский карнавал»

Le carnaval romain, Op. 9

Композитор
Дата премьеры
03.02.1844
Жанр
Страна
Франция
Гектор Берлиоз / Hector Berlioz

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 2 корнета, 3 тромбона, тарелки, 2 малых барабана, треугольник, литавры, струнные (не менее 61 человека).

История создания

Берлиоз, зачинатель романтической программной симфонии, обращался и к жанру программной увертюры. Из семи увертюр, написанных в различные периоды творчества, три концертные вдохновлены литературными произведениями его любимых английских авторов: современников-романтиков — Вальтера Скотта («Уэверли») и Байрона («Корсар»), а также Шекспира («Король Лир»). Остальные предназначались для опер: одна — для никогда не написанной «Тайные судьи» на кровавый средневековый сюжет, две — для «Бенвенуто Челлини», одна — для «Беатриче и Бенедикта», вновь по Шекспиру (комедия «Много шуму из ничего»). Любопытно, что именно увертюра открывает и завершает список сочинений Берлиоза: опусом 1 он пометил «Уэверли» (1827—1828), а «Беатриче и Бенедикт» (1862) — последнее, что он создал.

В 1834 году Берлиоз предложил дирекции парижского театра Grand Opera написать оперу о Бенвенуто Челлини. Незадолго до того на французском языке впервые вышли в свет «Мемуары» этого знаменитого итальянского скульптора и ювелира, прожившего бурную авантюрную жизнь (1500—1571). Его образ увлек романтиков; в 1834 году Дюма написал роман «Асканио»; почти через полвека на его основе была создана одноименная опера Сен-Санса. Берлиоз называл Челлини «гениальным бандитом» и вдохновлялся, помимо его «Мемуаров», собственными впечатлениями об Италии, где провел больше года: горцы и разбойники, церковные шествия и карнавалы уже нашли отражение в законченной летом 1834 года симфонии «Гарольд в Италии».

Сюжет оперы «Бенвенуто Челлини» связан с отливкой знаменитой статуи Персея, заказанной скульптору Римским Папой. Но на первый план выдвигается любовная история. Челлини оказывается соперником папского скульптора Фьерра- моски, за которого просватана любимая им Тереза. Влюбленные решают бежать в ночь карнавала, но на их пути встает Фьеррамоска с другом Помпео. Противники обнажают шпаги, и Челлини убивает Помпео. Кардинал обещает скульптору прощение Папы и руку Терезы, если Персей будет отлит в срок. Для скульптуры не хватает материала, Челлини переплавляет прежние творения, и новая статуя поражает всех своим совершенством. Центральная сцена оперы рисует римский карнавал с народными хорами, танцами, шествиями, пантомимой масок и трагической развязкой.

Берлиоз работал над «Бенвенуто Челлини» с марта 1836-го по 15 апреля 1837 года, закончив написанием увертюры в начале 1838-го. Премьера оперы 10 сентября того же года в Grand Opera под управлением Франсуа Габенека ознаменовалась, по выражению Берлиоза, блистательным провалом: спектакль выдержал лишь 4 представления. А в начале 1844 года композитор написал новую увертюру, также основанную на темах оперы, но более яркую, увлекательную, блестяще оркестрованную, — лучшую из всех, им созданных. Он назвал ее «Римский карнавал» и посвятил князю Фридриху Вильгельму Константину Гогенцоллерн-Гехингенскому. Впервые «Римский карнавал» был исполнен в концерте под управлением автора в Париже 3 февраля 1844 года и имел большой успех; раздавались даже требования бисировать его.

Музыка

Открывает увертюру краткое стремительное вступление. Но тема карнавала сразу же уступает место певучему лирическому анданте. Мелодию из любовной сцены Челлини и Терезы из II акта запевает английский рожок под аккомпанемент струнных пиццикато, а затем она широко развивается в своеобразном дуэте мужского (солирующая группа виолончелей) и женского (деревянные духовые) голосов. Основной раздел увертюры воплощает стремительный вихрь карнавала, построенного на неумолкающем ритме сальтарелло — любимом итальянском танце Берлиоза. Словно издалека (струнные с сурдинами) приближается веселая толпа (тема народного хора из финала II акта оперы «Ах, звучите, трубы, звучите, волынки, звучите, веселые тамбурины»). И вот уже струнные и деревянные фортиссимо интонируют другую тему народного хора («Спеши, спеши, народ Рима»), открывавшую увертюру. Переклички различных групп оркестра, смены звучности, тональностей, спады и нарастания при неизменно сохраняющейся ритмической формуле сальтарелло рисуют все разрастающийся народный танец. Неожиданно веселье стихает, и тема анданте возникает вновь. Но теперь она теряет свой лирический склад — ее проводят тяжелые инструменты (фаготы, тромбоны). И, наконец, весь оркестр радостно провозглашает тему карнавала, которая до последних тактов продолжает свое увлекательное варьирование.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

Эжен Изаи. Соната для скрипки соло No. 6 Камерные и инструментальные
Бетховен. Фортепианные квартеты Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама