Георг Себастьян

Georges Sébastian

Георг Себастьян

Французский дирижёр венгерского происхождения. Многие любители музыки старших поколений хорошо помнят Георга Себастьяна по его выступлениям в СССР в тридцатых годах. В течение шести лет (1931—1937) он работал в нашей стране, дирижировал оркестром Всесоюзного радио, давал множество концертов, ставил оперы в концертном исполнении. Москвичам запомнились под его управлением «Фиделио», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», на артистическом счету дирижера — исполнение многих произведений советской музыки, в том числе премьеры Первой симфонии молодого Т. Хренникова и Первой сюиты «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.

В ту пору Себастьян покорял увлеченностью, передававшейся музыкантам, пылким динамизмом, наэлектризованностью своих интерпретаций, вдохновенным порывом. Это были годы, когда артистический почерк музыканта только формировался, хотя позади у него были уже немалый период самостоятельной работы.

Себастьян родился в Будапеште и здесь же окончил в 1921 году Музыкальную академию как композитор и пианист; его наставниками были Б. Барток, 3. Кодаи, Л. Вейнер. Однако композиция не стала призванием музыканта, его увлекло дирижирование; он отправился в Мюнхен, где брал уроки у Бруно Вальтера, которого сам называет своим «великим учителем», и стал его ассистентом в оперном театре. Затем Себастьян побывал в Нью-Йорке, работал в «Метрополитен-опера» ассистентом дирижера, а вернувшись в Европу, встал за пульт оперного театра — сначала в Гамбурге (1924—1925), потом в Лейпциге (1925—1927) и, наконец, в Берлине (1927—1931). Затем дирижер отправился в Советскую Россию, где проработал шесть лет...

К концу тридцатых годов многочисленные гастроли уже принесли Себастьяну известность. В дальнейшем артист длительный период времени работает в США, причем в 1940—1945 годах возглавляет Пенсильванский симфонический оркестр. В 1946 году он вернулся в Европу и поселился в Париже, став одним из ведущих дирижеров театров «Гранд-Опера» и «Опера комик». Себастьян по-прежнему много гастролирует, выступая почти во всех музыкальных центрах континента. В послевоенные годы за ним укрепилась слава блестящего интерпретатора творчества романтиков, а также французской оперной и симфонической музыки. Значительное место в его деятельности занимает исполнение произведений русской музыки, как симфонической, так и оперной. В Париже под его управлением ставились «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и другие русские оперы. Вместе с тем репертуарный диапазон дирижера очень широк и охватывает огромное число крупных симфонических произведений, главным образом композиторов XIX века.

В начале шестидесятых годов гастрольные пути вновь привели Себастьяна в СССР. Дирижер с большим успехом выступал в Москве и других городах. В работе с оркестром ему помогало знание русского языка. «Мы узнали былого Себастьяна, — писал критик,— талантливого, влюбленного в музыку, пылкого, темпераментного, моментами до полного самозабвения, и наряду с этим (отчасти же именно по этой причине) — неуравновешенного и нервного». Рецензенты отмечали, что искусство Себастьяна, не утеряв своей свежести, стало с годами глубже и совершеннее, и это позволило ему завоевать в нашей стране новых почитателей.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

17.08.1903

Дата смерти

12.04.1989

Профессия

дирижёр

Страна

Венгрия, Франция

просмотры: 3099
добавлено: 10.04.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть