Театр «Сан-Карло»

Teatro di San Carlo

Оперный театр «Сан-Карло» в Неаполе / Teatro di San Carlo

Один из старейших действующих оперных театров в мире. Один из самых больших оперных театров в мире. Является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Театр Сан-Карло построен по указу Неаполитанского короля Карла VII (в Испании Карл III) из испанской ветви династии Бурбонов, который хотел обеспечить Неаполь новым и большим театром, вместо устаревшего театра Сан-Бартоломео построеного в 1621 году. Сан-Карло был построен по проекту архитекторов Джованни Антонио Медрано и Анджело Карасале и был открыт 4 ноября 1737 (на 41 год старше Ла Скала в Милане и на 51 год Ла Фениче в Венеции). Интерьер нового театра был в сине-золотых цветах (официальные цвета Бурбонов) и восхищал своей архитектурой, зрительный зал имел пять ярусов и большую королевскую ложу. Первой оперой, поставленной на сцене Сан-Карло, была «Ахилл на Скиросе» Доменико Сарро по пьесе известного поэта и драматурга Пьетро Метастазио.

12 февраля 1816 года театр Сан-Карло был уничтожен пожаром, однако, он был быстро, за девять месяцев, заново отстроен по проекту архитектора Антонио Николини, и меньше, чем через год, 12 января 1817 года, состоялось открытие нового Сан-Карло премьерой оперы Иоганна Симона Майра «Мечта Партенопе». На инаугурации присутствовал известный французский писатель Стендаль, который выразил своё впечатление от театра: «Не существует ничего в Европе, сопоставимым с этим театром, ничто не может дать ни малейшего представления о том, что это такое ..., он ослепляет глаза, он восхищает душу ...».

За свою историю театр Сан-Карло пропустил только один полный сезон 1874/75 годов, все остальные многочисленные ремонты и реконструкции, которые делались планово или непланово, как в 1816 году из-за пожара, или в 1943 во время Второй мировой войне, когда театр пострадал от бомбардировок, или в 1969, когда из-за молнии рухнула часть фасада, проводились быстро и театр не пропускал сезоны. Важные этапы в реконструкции театра были в 1844 году, когда изменили интерьер и основными цветами стали красный и золотой, в 1890, когда ввели в эксплуатацию оркестровую яму, и последующие, когда электрофицировали театр и пристроили новое крыло к зданию.

В новейшей истории театр постоянно обновляется, последние работы проведены в 2007 и 2008 годах, во время последних реставраций полностью заменены все сиденья, проведена система кондиционирования, позолочены все декоративные рельефы. Количество зрительных мест — 3285.

Оперный театр «Сан-Карло» в Неаполе / Teatro di San Carlo

В 17-18 веках Неополитанская композиторская оперная школа пользовалась большим успехом во всей Европе, как в области оперы-буффа, так и в опере-серии. Представителями этой школы были композиторы Франческо Фео (1691-1761), Никола Порпора (1686-1768), Томмазо Траэтта (1727-1779), Никколо Пиччинни (1728-1800), Леонардо да Винчи (другой) (1690-1730), Паскуале Анфосси (1727-1797), Франческо Дуранте (1684-1755), Никколо Йомелли (1714–1774), Доменико Чимароза (1749-1801), Джованни Паизиелло (1741-1816), Николо Дзингарелли (1752-1837), Джузеппе Гаццанига (1743-1818) и многие другие. Неаполь был одной из столиц европейской музыки и некоторые зарубежные композиторы приезжали специально, чтобы дать премьеру своих произведений в Сан-Карло, среди них Иоганн Адольф Хассе (который позже остался жить в Неаполе), Йозеф Гайдн, Иоганн Христиан Бах, Кристоф Виллибальд Глюк.

С 1815 по 1822 год музыкальным и художественным руководителем королевских оперных театров, в том числе Сан-Карло, был Джоаккино Россини. Здесь он провёл премьеры десяти своих опер: «Елизавета, Королева Англии» (1815), «Газета», «Отелло» (1816), «Армида», (1817) «Моисей в Египте», «Риччардо и Зораида» (1818), «Гермиона», «Бьянка и Фальеро», «Эдуард и Кристина», «Дева озера» (1819), «Магомет второй» (1820) и «Зельмира» (1822). В Неаполе Россини познакомился со своей будущей женой — певицей театра Сан-Карло Изабеллой Кольбран. В театре работала (или регулярно выступала) целая плеяда известных певцов, среди них Мануэль Гарсия, сам известный певец и педагог, он отец двух легендарных сопрано своего времени — Марии Малибран и Полины Виардо. Другими известными певцами были Клоринда Корради, Мария Малибран, Джудитта Паста, Джованни Батиста Рубини и два великих француза — Адольф Нурри и Жильбер Дюпре.

После Россини художественным руководителем королевских оперных театров стал Гаэтано Доницетти — ещё одна звезда итальянской оперы. На этой должности Доницетти оставался с 1822 по 1838 и написал шестнадцать опер, в том числе «Марию Стюарт» (1834), «Роберто-Деверо» (1837), «Полиевкт» (1838) и знаменитую «Лючию ди Ламмермур» (1835).

Винценцо Белини провёл премьеру «Бьянка и Фернандо» в Сан-Карло, Джузеппе Верди представил здесь «Альзиру» (1845) и «Луизу Миллер» (1849), премьера его третьей оперы «Густав III» была запрещена цензурой (и никогда не выходила в первоначальном виде, позже в Риме была представлена переработанная версия под названием «Бал-маскарад»).

В двадцатом веке в театре работали и ставили свои оперы такие композиторы и дирижёры, как Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло, Умберто Джордано, Франческо Чилеа.

Источник: operaworld.ru


История оперы

Оперный театр «Сан-Карло» в Неаполе / Teatro di San Carlo. Фотограф David Leventi

Итальянский театр оперы и балета в Неаполе. Открыт в 1737 оперой «Ахилл на Скиросе» Сарро в специально построенном в том же году здании (архитекторы Дж. А. Медрано и А. Карасале). В 18 веке ставились оперы Л. Лео, Н. Порпоры, Н. Йоммелли, И. А. Хассе, Н. Логрошино, К. В. Глюка, Н. Пиччинни, А. Саккини, Т. Траэтты, Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы и др.; выступали известные певцы — Л. Агьяри, Г. Бабби, В. Банти, К. Габриелли, Дж. Грассини, Дж. Давид, Г. Пакьяротти, Дж. Ф. Тендуччи.

В первой половине 19 века в «Сан-Карло» были впервые поставлены оперы «Елизавета, королева Английская» (1815), «Армида» (1817), «Моисей в Египте» (1818), «Магомет II» (1820), «Зельмира» (1822) Россини, «Эльвида» (1826), «Пария» (1829), «Фауста» (1832), «Лючия ди Ламмермур» (1835), «Осада Кале» (1836), «Полиевкт» (1848) Доницетти. В 1809-1840 «Сан-Карло» руководил импресарио Д. Барбая, во многом определивший репертуар театра (заказывал оперы крупнейшим композиторам). Здесь прошли премьеры опер Дж. Верди «Альзира» (1845) и «Луиза Миллер» (1849).

Во второй половине 19 века театр ставил оперы Ж. Бизе, Р. Вагнера, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, А. Тома. Среди ведущих певцов 19 века — И. Кольбран, А. Ноццари, М. Гарсиа, Д. Донцелли, Дж. Паста, А.Патти, Ф.Таманьо, хореографов — Г. Джоя и С. Тальони, солистов балета — Ф. Черрито, К. Гризи, Л. де Лоренцо, А. Висконти.

В первой половине 20 века театр уделял значительное внимание современным произведениям: ставились оперы И. Пиццетти, Р. Дзандонаи, Дж. Ф. Гедини, Ф. Альфано, Р. Штрауса, И. Ф. Стравинского, А. Онеггера. На сцене театра выступали крупнейшие певцы — Б. Джильи, М. Канилья, Дж. Лаури-Вольпи, Ф. Мерли, Г. Пазеро, Э. Стиньяни, П. Тассинари, солисты балета — М. Бардин, Р. Гранди, Н. Коломбо, Б. Ломбарди, Э. Маццуккелли, В. Нарди, В. Сильвестре, хореографы — Р. Грасси, Б. Галлиция.

После второй мировой войны 1939-45 «Сан-Карло» регулярно возобновляет редко исполняемые произведения итальянских композиторов: «Нерон» Бойто (1957), «Богема» (1958), «Царь Эдип» (1970) Леонкавалло, «Мария ди Роган» (1962), «Роберт Девере» (1964), «Катерина Корнаро» (1972) Доницетти, «Зельмира» (1965), «Граф Ори» (1969) Россини, «Сафо» Пачини (1967), «Двое Фоскари» Верди (1968), «Изабо» Масканьи (1972), «Ужин шуток» Джордано (1974).

Среди постановок 60-70-х годов выделяются — «Вильгельм Телль» Россини (1965), «Адриенна Лекуврер» Чилеа (1966), «Парсифаль» (1967), «Вертер» (1969); «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (1969), «Симон Бокканегра» (1970), «Стиффелио» (1972) Верди, «Элиза и Клаудио» Меркаданте (1971), «Гуарани» Гомиса (1971), «Заключённый» Даллапикколы (1972), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1972), «Тристан и Изольда» (1974).

Произведения русских и советских композиторов ставятся главным образом силами Софийской и Загребской опер, в т.ч. были поставлены «Борис Годунов» (сезон 1962/63 и в 1970), «Пиковая дама» (1962/63), «Князь Игорь», «Катерина Измайлова» (1964), «Садко», «Семён Котко» (обе в 1965), «Хованщина», «Русалка» (обе в 1966). Труппой театра «Сан-Карло» в 1959 поставлена опера «Обручение в монастыре», в 1967 — «Иван Сусанин».

В «Сан-Карло» выступали виднейшие певцы: К. Бергонци, И. Бьёнер, К. Ватсон, Н. Гедда, Н. Гяуров, П. Доминго, М. Кабалье, Р. Кабайванская, Ф. Коссотто, Л. Паваротти, Б. Силе, Р. Скотто, Е. Сулиотис. В сезоне 1960/61 партию Кармен исполняла советская певица И. К. Архипова. Спектаклями дирижировали Дж. Гаваццени, Ф. Молинари-Праделли, Дж. Патане, Ж. Претр, Дж. Притчард, Н. Решиньо, М. Росси, К. Франчи.

В. В. Тимохин
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982

реклама

вам может быть интересно

Брегенцский фестиваль Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

Главы из книг

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Неаполь

Год основания

1737

Тип

театры и залы

просмотры: 8841
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть