Оперетта Фримля «Роз-Мари»

Rose-Marie

Оперетта Рудольфа Фримля «Роз-Мари» / Rose-Marie

Оперетта Рудольфа Фримля в трёх действиях, восьми картинах.
Либретто О. Харбаха и О. Хаммерстайна.

Первое исполнение состоялось 2 сентября 1924 года в Нью-Йорке.

Содержание излагается по русскому тексту Б. Тимофеева и А. Феона.

Действующие лица:

Авлей, владелец золотых приисков и пушной фактории; Эмиль, секретарь Авлея; Роз-Мари, сестра Эмиля (сопрано); Джим Кенион, охотник и золотоискатель (тенор); Герман, золотоискатель и портной; Жанна, хозяйка бара; Черный Орел, индеец; Ванда, его жена; Малон, полицейский сержант; Этель, пожилая особа; заказчик; индеец; служанка; девушка; гости, девушки, «живые модели», золотоискатели, индейцы, полисмены.

Действие происходит в конце XIX века в Канаде.

Оперетта была написана в 1924 году. Соавтором Фримла был Г. Стотгарт, большой знаток индейского фольклора. Подлинные индейские мелодии органично введены в музыку произведения, использующего также элементы джаза. Как в музыке, так и в сюжете «Роз-Мари», в особенностях ее драматургии претворены черты неовенской, в частности кальмановской, оперетты.

Первое действие

Первая картина. Бар у Жанны. Здесь много посетителей: золотоискатели, звероловы, лесорубы, индейцы. Жанна и помогающие ей девушки разносят вино по столикам. Сидящий в стороне Малон ревниво следит за хозяйкой бара. Гости весело распевают «Мы пришли в суровый край». Приходит Эмиль, восклицая: «О, Роз-Мари, откликнись», над ним смеются: в этом крае все ищут золото, а он — сестру. Малон с надеждой оглядывает окружающих: ему бы хорошую ссору, а еще лучше кошмарное преступление. Тогда он получит повышение и добьется перевода в Квебек. На сцену выбегает красавица-индианка Ванда и танцует зажигательный танец. Ее муж, Черный Орел, с подозрением следит, как Ванда останавливается около Авлея. Малон надеется, что здесь может быть преступление: индеец имеет основания ревновать жену к белому богачу! Снова входит разыскивающий сестру Эмиль, а за ним жених Жанны Герман, хвастун и трус, играющий роль смельчака-забияки. Его песня «Страшный Герман» легкомысленно-пародийна. Приходит и Джим Кенион. Его ария «В стране золотой» распевна, проникнута любовью к Роз-Мари. В припеве — «Цветок душистых прерий» — появляется мотив зова Эмиля («О, Роз-Мари, откликнись»). Черный Орел предъявляет Герману и Джиму претензии: друзья искали золото на его участке. Воспрянувший духом Малой пытается разжечь ссору, но Джим предлагает уладить дело миром: вечером он придет к индейцу с картой, на которой точно указана граница между их участками.

Проходят полицейские с бравым маршем «Скор наш улов», Малон подпевает им.

Наконец появляется и давно ожидаемая Роз-Мари. Оказывается, она каталась на санях с Джимом. В ответ на упреки она поет о Джиме трогательную арию «Он мой, чей на груди я храню портрет».

Авлей хочет жениться на красавице Роз-Мари, на ее увлечение Джимом он не обращает внимания: нужно просто увезти отсюда девушку. Но сначала он хочет разделаться с надоевшей ему индианкой. Авлей говорит Ванде, что приедет к ней сегодня, и удаляется из бара, сопровождаемый секретарем. Роз-Мари жалуется Джиму, что скоро должна уехать на юг. Авлей настаивает на этом, и Эмиль, его секретарь, не может ослушаться: тогда он потеряет место... Джим обещает ехать вслед за любимой. Они назначают встречу у «скалы влюбленных», где молодые индейцы по обычаю поют песню своей невесте. Роз-Мари запевает нежную, полную томления и призыва индейскую песню. Джим присоединяется к ней.

Вторая картина. Просцениум. Золотоискатели у костра. Проходят с маршем полисмены под командованием Малона. К костру подходит Герман, ожидающий Джима.

Третья картина. Вечером в хижине Черного Орла (пантомима на музыке). Ванда томится ожиданием. Вот наконец Авлей. Она хочет обнять любовника, но он дает ей пачку денег и порывается уйти. Индианка в ярости и отчаянии, она умоляет Авлея остаться; вдруг оба прислушиваются, Авлей прячется, Ванда едва успевает прикрыть разбросанные ею деньги, как входит Джим. Черного Орла нет, поэтому Джим оставляет карту Ванде, объясняет, где проходит граница, и уходит. Проводив Джима, Ванда выпускает Авлея и смотрит ему влюбленно в глаза. Авлей уступает и обнимает ее. В это время в окне показывается Черный Орел и кусает себе руку, чтобы не крикнуть. Вот он неслышно входит в хижину, подкрадывается и бросается на Авлея.

Ванда, нечаянно нащупав на столе нож, хватает его и ударяет мужа. Он падает.

Четвёртая картина. Просцениум. У костра появляется Джим. На вопрос Германа, где он пропадал так долго, Джим объясняет, что сбился с пути.

Второе действие

Пятая картина. Сад у гостиницы в горах Канады. Роз-Мари мечтательно напевает призывную мелодию индейской песни. Издалека вторит ей голос Джима.

Ванда встречается с Авлеем и рассказывает: Малон не поверил Ванде, сказавшей ему правду. Он уверен, что Черного Орла убил Джим Кенион и преследует его. Авлея устраивает эта новость: он избавляется от соперника.

Издали слышны крики, шум. Они приближаются. Вот уже на сцене толпа индейцев, пляшущих и поющих весеннюю праздничную песню «Тотем-том-том».

Джим и Роз-Мари договариваются о побеге в Мексику. Молодой человек просит ее еще подумать: ведь он беден, он может предложить ей трудную жизнь. Если Роз-Мари не согласна с ним поехать, он предпочтет не видеться с ней больше. И девушка, уверенная в себе, на всякий случай предлагает: если она не поедет, она запоет индейскую песню. Тогда Джим погасит свет в своей хижине на вершине горы и уедет навсегда.

Джим уходит собираться в путь. Входит Малон с отрядом полицейских. Он должен арестовать Джима. Пока полицейские окружают гостиницу, Авлей говорит Роз-Мари, что не поможет Малону и даст Джиму бежать лишь в том случае, если она поедет в Квебек и там станет его женой. В отчаянии Роз-Мари соглашается. Она торжественно говорит Авлею, что споет для него старинный напев. Индейская песня «И тебе в ответ не скажу я нет!» в ее исполнении полна любви и страдания. Ансамбль всех присутствующих подхватывает волнующую мелодию. Жанна, посвященная в тайну влюбленных, видит, как гаснет огонек на горе. Джим спасен.

Третье действие

Шестая картина. Модный магазин Германа и Жанны в Квебеке. «Живые модели» исполняют кокетливую песенку «Женщин всех влечет успех с малолетства». Герман принимает заказчиков и заказчиц, Жанна ревнует его. Входит Малон. Звучит комический терцет «Твой поцелуй». Малон сообщает, что приехал в Квебек по секретному делу. Но Жанна не слушает: она радостно бросается к входящему Джиму. Кенион рассказывает, что, во-первых, решил опровергнуть обвинение в убийстве. Для этого он разыскал и привез Ванду. А во-вторых, он непременно женится на Роз-Мари, так как узнал, что она еще не стала женой Авлея.

Входит Роз-Мари. Она не выказывает радости, увидев Джима: коварные приспешники Авлея убедили ее, что ссора Джима с Черным Орлом была из-за Ванды. Джим пытается объяснить все Роз-Мари. К нему присоединяется вошедшая в магазин Ванда, но это еще больше утверждает оскорбленную девушку в мысли, что Ванда — любовница Джима, и она не желает ничего слушать. Картина заканчивается ансамблем, в котором Роз-Мари прощается со своей любовью, Авлей торжествует, Джим сожалеет о прошлом, а Эмиль утверждает: «Женой Авлея ты стать должна».

Седьмая картина. Богатый зал в доме Авлея. В торжественном шествии проходят гости, затем звучит изящный гавот, Роз-Мари и Герман поют томный менуэт.

Ванда незаметно появляется среди гостей. Она не может простить Авлею измены. Эмиль объявляет о начале свадебного обряда. Раздаются звуки свадебного марша. С болью вспоминает Роз-Мари былое счастье. Разражается скандал: Ванда публично признается в том, что убила мужа, защищая любовника. «Джима?» — отчаянно вскрикивает Роз-Мари. «Нет, Авлея!» Малон страшно разочарован и даже не думает арестовывать Ванду: «Женщина убила краснокожего, чтобы спасти белого джентльмена! За это полагается не наказание, а награда...»

Входит Джим в сопровождении Жанны и Германа. Роз-Мари радостно кидается к нему.

Восьмая картина. Скромный домик Джима в горах. Наконец-то печали и тревоги позади, любящие соединились. Нежно и задумчиво звучит в их устах старинный индейский напев.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

Дебюсси. «Иберия» Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Рудольф Фримль

Дата премьеры

02.09.1924

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

США

просмотры: 1868
добавлено: 05.08.2016



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть