Николай Константинович Рерих

Nicholas Roerich

Головин. Портрет художника Николая Константиновича Рериха. 1907

Сказать, что выдающийся мастер живописи Николай Рерих - своеобразная фигура русского искусства, значит почти ничего не сказать. Рерих был философом от искусства, мыслителем. Его творчество исследует целые пласты духовности народов. В конце жизни мастер, поселившийся в Индии занимался постижением восточной мудрости. По некоторым источникам, ему удалось проникнуть в Шамбалу и получить сокровенные знания.

Хорошо сказал о художественном творчестве Рериха яркий историк искусства и критик Сергей Маковский, сын известного художника Константина Маковского: "Есть художники, познающие в человеке тайну одинокой личности. Они смотрят пристально в лица людей, и каждое лицо человеческое - мир. Отдельный от мира всех. И есть другие: их манит тайна души слепой, безликой, общей для целых эпох и народов, проникающей всю стихию жизни, в которой тонет отдельная личность, как слабый ручей в темной глубине подземного озера ...> цель - символ, открывающий за внешним миром мистические дали..." И далее Маковский пишет, что именно ко второму типу художников принадлежит Рерих - "У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной, они слиты со стихией жизни в туманах прошлого...". Близкий к "Миру искусства", а одно время и входивший в это объединение, Рерих разделял страсть своих соратников к прошлым векам. Три темы интересовали его: Древняя Русь, Западное Средневековье и Восток.

Эти темы не могли не отразиться и в его театрально-декорационных работах. Эта область не являлась для Рериха главнейшей, он сравнительно немного работал в этом жанре, но вклад его в театральную живопись был значительным. Если перечислить музыкальные оперные спектакли (как осуществленные на сцене, так и нет), которые он оформил, то содержание списка окажется весьма очевидным, учитывая склонности и направление творческой мысли художника. "Снегурочка", "Псковитянка" и "Китеж" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина, "Валькирия" и "Тристан и Изольда" Вагнера - в этих операх как раз и заключаются все те темы, о которых шла речь выше.

В "Снегурочке", к которой художник обращался целых четыре раза начиная с 1908 года, художника волновало, по выражению профессора И.Лапшина "космическое чувство слияния с природой". Осуществленным оказался лишь один спектакль 1919 года в Чикаго.

Несколько раз Рерих оформлял и "Князя Игоря", где древнерусская стихия сочеталась с колоритом Востока. Наиболее известны его работы для дягилевских Русских сезонов 1908-1909, 1914 и 1919 гг. В первом и последнем спектаклях сценическое воплощение получили только "Половецкие пляски".

Александр Бенуа писал по поводу его "Половецкого стана": "...декорация производила громадное впечатление. Созданный Рерихом по "принципу панорамы", лишенной боковых кулис, этот фон с его золотисто-алым небом над бесконечной далью степей, с его дымами, столбами подымающимися из пестрых кочевых юрт, - это было то самое, что здесь надлежало быть!".

Среди оперных работ Рериха выделяется своей изумительной красотой занавес для симфонической картины "Сеча при Керженце" для дягилевской постановки "Сказания о невидимом граде Китеже" в парижском театре Шатле (1911). Поражающее яркой декоративностью, это полотно в то же время наполнено драматизмом и несет в себе черты монументальности, присущей иконописи.

Театральные работы Рериха (художник создал также ряд драматических и балетных спектаклей) вошли в сокровищницу русского искусства Серебряного века.

Е. Цодоков


Русский живописец, график, археолог, театральный художник. Академик живописи (1909). В 1893-97 учился в петерб. Академии художеств. В 1898 окончил юридич. факультет Петерб. университета. Выступал с лекциями и статьями о рус. искусстве (в журн. "Мир искусства", "Золотое руно"), участвовал в археологич. раскопках древних рус. городов, работал как художник-живописец (выставлялся в России и за границей). В 1907 дебютировал как театр. художник (оформление мистерии "Три волхва" Евреинова, Старинный театр, Петербург). С 1909 сотрудничал в антрепризе С. П. Дягилева. С 1920 жил за границей (США, Индия). Эскизы декораций Р., представлявшие собой по существу станковые картины на тему того или иного сценич. произв., дают обобщённый образ спектакля в живописном претворении. Впечатляющую картину половецкого стана создал Р. в эскизах декораций к опере "Князь Игорь" ("Половецкие пляски", 1909, Русские сезоны, Париж, балетм. М. М. Фокин). Среди его лучших работ - оформление балета "Весна священная" (1913, Русские сезоны, балетм. В. Ф. Нижинский), в котором художник воссоздал ряд величеств. и суровых пейзажей - "ликов земли", ещё не тронутой человеком; в этом балете Р. проявил себя и как мастер сценич. костюма, поэтически передав в эскизах этнографич. особенности одежды и облика древнего человека.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Морис Бежар Балетмейстеры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

09.10.1874

Дата смерти

13.12.1947

Профессия

театральный деятель

Страна

Россия

просмотры: 5010
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть