Ольга Иосифовна Преображенская

Olga Preobrajenska

Ольга Преображенская в партии Изоры, «Синяя борода»
Ольга Преображенская Ольга Преображенская Ольга Преображенская Ольга Преображенская Ольга Преображенская

Она была настолько некрасива и плохо сложена, что критики недоумевали, как ее вообще приняли в Петербургское театральное училище. К тому же слабое здоровье… Тем не менее она стала признанной звездой Мариинского театра. Ее танцами восхищался Мариус Петипа.

Ольга Преображенская родилась 2 февраля 1871 года. Своей балетной карьерой она обязана родителям. Девочку не хотели принимать в школу, и педагогов, сидевших в приемной комиссии, можно понять: маленький хрупкий ребенок, у которого что-то неладное с ногой и, похоже, искривление позвоночника. Но родители, зная ее безумную любовь к танцам, три года подряд пытались устроить ее в училище. Наконец в 1879 году им это удалось.

Вскоре выяснилось, что у девочки настоящие балетные ноги – с безупречной выворотностью, со стальным носком, сильные и пластичные. К тому же она была удивительно музыкальна. Она училась петь, и не модные песенки, а оперные арии, прекрасно играла на рояле. Единственной ее бедой в школе была сутулость – Легату, ее педагогу, приходилось перед турами подталкивать ее в спину, чтобы она выпрямилась и вертелась правильно.

Чекетти учил Преображенскую шлифовке танца, чеканному исполнению трудных пассажей. Потом она ездила в Милан к знаменитой преподавательнице Катарине Беретта, которая занималась с ней отдельно по несколько часов в день. Слабая девочка сама себя сделала «железной» (ее собственное словечко) артисткой.

Ее выпускной экзамен состоялся 25 марта 1889 года. К тому времени преподаватели уже оценили ее разностороннее дарование и постарались показать ее с лучшей стороны. Однако она, не имея покровителей, рисковала застрять в кордебалете. Выручил талант – понемногу ей стали давать сольные партии, сперва незначительные, потом все более заметные.

В первые, кордебалетные, годы на сцене ее способность к импровизации оставалась скрытой. Позднее она никогда не повторяла на бис свой танец в точности, всегда вносила в него что-то новое.

Преображенская была выпущена на год раньше Матильды Кшесинской, чья карьера сразу же пошла в гору благодаря ее связи с наследником престола. Поэтому Преображенская долгое время оставалась в тени Кшесинской и довольствовалась теми партиями, которые Кшесинскую не интересовали.

Но Преображенская готова была танцевать что угодно и сколько угодно, и она получила множество благодарностей «за экстренное и успешное исполнение ролей» в разных балетах. В 1892 году она дебютировала как балерина в балете «Калькабрино». Ее выступление в 1900 году в балете «Синяя борода» в роли Изоры окончательно утвердило положение танцовщицы. Даже когда ее положение в труппе давало ей право на первые роли, она не отказывалась от менее значительных партий – могла станцевать в «Раймонде» подругу главной героини и венгерский танец. А вот роль Лизы в «Тщетной предосторожности», коронная комедийная роль балетного репертуара, досталась Преображенской чудом – по какому-то недосмотру Кшесинской, которая была единоличной хозяйкой этой роли. На первом выступлении Преображенскую ждала каверза – на сцене стояли клетки с живыми курами, кто-то оставил дверцы открытыми, и птицы выпорхнули на сцену во время танца балерины. Но она успешно довела танец до конца.

А вот роль Жизели не соответствовала характеру артистки, и партия Одетты-Одиллии тоже не удалась – не получилось контраста между строгой и светлой женственностью Одетты и торжествующим демонизмом Одиллии. Зато главные партии в «Щелкунчике» и «Спящей красавице» удачно совпали с ее индивидуальностью.

В экспериментах Михаила Фокина Преображенская сперва приняла участие, танцевала в «Шопениане» и в «Павильоне Армиды», но потом не захотела продолжать сотрудничество и высказалась в «Петербургской газете» против балетов «новейшего производства, где на первом плане не балерина и не солистки, а кордебалетные массы». Она и сама не соответствова ла требованиям фокинской хореографии – он не любил импровизаторов…

В 1909 году исполнилось двадцать лет работы Преображенской в театре. Она получила звание заслуженной артистки, и дирекция предложила ей контракт гастролерши. Это ее устраивало – она отправилась танцевать в Дрезден, потом в Милан, где ее уже знали, а в 1912 году совершила длительную поездку по Южной Америке. Кроме того, она стала преподавать в школе «Петроградского частного балета».

В годы Первой мировой войны Преображенская организовала несколько поездок артистов на фронт. Революция ее сперва не испугала, как многих балетных артистов, и она продолжала танцевать в Мариинском театре до 1920 года. Одновременно она преподавала классический танец в хореографическом училище, в Школе русского балета А.Л. Волынского.

В 1922 году Преображенская уехала за границу. Она открыла в Париже балетную студию. Эта студия дала европейскому балету немало отличных танцовщиков и танцовщиц. Среди ее учеников были Тамара Туманова и Марго Фонтейн. Преображенская была прекрасным педагогом и как никто умела «ставить руки» у своих учениц.

Кроме того, она стала ведущим преподавателем миланской балетной школы, преподавала в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и считалась там одним из лучших в мире педагогов классического балета. Кроме того, она писала теоретические статьи о методике преподавания, которые до сих пор не потеряли своей ценности.

Она была маленького роста и вскакивала на стул, чтобы видеть всех в классе. Комбинации движений она показывала очень подробно, объясняла кучу маленьких деталей. И славилась щедростью: если видела способного ребенка, снижала плату, а то и вовсе не брала денег.

Преображенская оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. Она умерла 27 декабря 1962 года и похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Д. Трускиновская


Окончила Петроградское театральное училище в 1889 (ученица Л. Иванова, М. Петипа, X. Иогансона), позднее занималась у Э. Чеккетти. Танцевала в Мариинском театре в 1889-1915 (первая танцовщица с 1896, балерина с 1900). В эти же годы (с 1895) выступала за границей (Монте-Карло, Будапешт, Дрезден, Милан и др.).

Выдающаяся русская балерина, исполнительница главных партий в балетах «Коппелия», «Капризы бабочки», «Щелкунчик», «Фея кукол», «Спящая красавица», «Раймонда», «Шопениана» и др. Великолепная пластичность, музыкальность, чистота классического танца и редкая отделка всех движений достигались балериной постоянной и осмысленной работой, а не благодаря выдающимся природным данным. Именно это сделало Преображенскую и великолепным педагогом классического танца.

Преподавала в Петроградском хореографическом училище в 1914-17, 1919-21. Среди ее учениц Л. Иванова, А. Данилова, О. Мунгалова, А. Никитина, Н. Млодзинская, Н. Вдовина. Оказала влияние на методику преподавания классического танца, разработанную А. Вагановой. «При малейшей возможности я пользовалась замечаниями и указаниями О. И. Преображенской... Те немногие уроки, которые я с ней провела, навели меня на иной путь, заставили призадумываться, разбираться в танцах и подходить к каждому исполняемому движению с большей сознательностью» (А. Ваганова).

В 1923-60 преподавала в Париже в собственной школе. Здесь у нее учились И. Баронова, Т. Рябушинская, Т. Туманова, Н. Вырубова, Л. Черина, М. Славенска, И. Юскевич, М. Мискович, В. Скуратов, С. Головин, Ж. Скибин и др.

Сочинения: Пережитое.— Солнце России, 1914, № 225.

Литература: Светлов В. О. О. Преображенская.— СПб., 1902; Светлов В. О. Преображенская.— В кн.: Терпсихора, СПб., 1906; Красовская В. О. Преображенская.— В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л., 1972, т. 2; Томина В. Встреча с Ольгой Преображенской.— Сов. балет, 1983, № 6.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Отто Николаи Композиторы
Михаэль Гилен Композиторы
Миша Дихтер Пианисты
Джордж Селл Дирижёры
Имре Кальман Композиторы

Реклама

Дата рождения

02.02.1871

Дата смерти

27.12.1962

Профессия

балерина, педагог

Страна

Россия

просмотры: 690
добавлено: 05.04.2011

Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Советские примадонны
Смотреть