Виталий Сергеевич Губаренко

Vitaliy Hubarenko

Виталий Сергеевич Губаренко / Vitaliy Hubarenko

Главное эмоциональное впечатление, которое рождается при встречах с творчеством В. Губаренко, можно определить как масштабность. Это проявляется в тяготении художника к серьезным общезначимым темам и широкому кругу образов — историко-героическое прошлое страны и нравственные проблемы сегодняшнего дня, мир чувств личности, неисчерпаемый поэтический мир народной фантазии и неуловимо изменчивой природы. Композитор постоянно обращается к монументальным музыкально-театральным и инструментальным жанрам и формам: 15 опер и балетов, 3 «большие» и 3 камерные симфонии, серия инструментальных концертов, среди которых Concerto grosso для струнных, хоровые сочинения и вокальные циклы на стихи русских и украинских поэтов, симфонические сюиты, поэмы, картины, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.

Губаренко родился в семье военнослужащего. Заниматься музыкой начал сравнительно поздно — в 12 лет, но и эти занятия из-за частых переездов семьи по месту назначения отца носили несистематический и полулюбительский характер. Лишь с 1947 г. начинается учеба в иванофранковской и затем в одной из харьковских музыкальных школ.

Самообразование и живой интерес к музыке сыграли в этот период большую роль, чем школьное обучение, тем более что ярко заявил о себе дар импровизации и тяга к самостоятельному творчеству. К моменту поступления в музыкальное училище (1951) юноша успел попробовать свои силы в оперном жанре, в фортепианной, вокальной и хоровой музыке.

Первой настоящей школой для Губаренко стали уроки композиции под руководством композитора и педагога А. Жука, а в годы учебы в консерватории в классе Д. Клебанова, воспитавшего несколько поколений украинских композиторов, талант молодого музыканта обрел конкретные формы применения. Губаренко много и плодотворно работает в области вокальной лирики, создает цикл хоров a cappella на стихи С. Есенина и кантату «Русь».

В увлечении юноши красотой и эмоциональной выразительностью человеческого голоса немалую роль сыграла его работа в хоре, которым руководил известный хормейстер и композитор З.

Заграничный. Обладая сильным и выразительным басом, Губаренко увлеченно занимался в хоре и помогал руководителю в работе с коллективом. Приобретенный опыт для автора будущих опер был поистине бесценным. Несмотря на экспериментальный, новаторский характер ряда сочинений композитора, партии в его операх всегда вокальны и удобны для исполнения. Пора становления — 60-е гг. — для Губаренко ознаменовалась первым значительным успехом его сочинений на всесоюзной эстраде (Первая симфония композитора на Всесоюзном конкурсе в Москве в 1962 г. была отмечена дипломом первой степени) и премьерой оперы «Гибель эскадры» (по А. Корнейчуку) на сцене Киевского академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Работа композитора и коллектива была высоко оценена прессой и музыкальной критикой.

Следующей знаменательной вехой в творческой эволюции музыканта стал балет «Каменный властелин» (по одноим. драме Л. Украинки). Оригинальное новаторское произведение украинской поэтессы, необычно трактующее «вечный» сюжет мировой литературы о Дон-Жуане, побудило авторов балета (либреттист Э. Яворский) искать нетрадиционное решение для будущего спектакля. Так родилась «философская драма в балете», вызвавшая ряд самобытных сценических решений в театрах Киева, Харькова, Днепропетровска, Ашхабада и болгарского города Русе.

В 70-е гг. Губаренко активно работает практически во всех жанрах. Яркая гражданственность, умение откликнуться на запросы времени со всей страстностью художника-публициста — вот позиция, которую определяет для себя композитор. В эти годы во многом неожиданно для слушателей раскрывается новая грань дарования уже зрелого мастера. С рождением одного из наиболее самобытных сочинений композитора — камерной интимной монодрамы «Нежность» (по новелле А. Барбюса) — в его творчестве в полный голос зазвучала лирическая струна. Это произведение сыграло важную роль в эволюции творческих интересов композитора — существенно расширяется жанровый спектр его сочинений для музыкального театра, рождаются новые художественные формы. Так появляются лирические дуодрамы «Помни меня» (1980) и «Альпийская баллада» (1985), симфония-балет «Ассоль» (1977). Но гражданская, героико-патриотическая тема продолжает волновать композитора. В Третьей симфонии с хором «Партизанам Украины» (1975), в музыке к двум частям кинотрилогии «Дума о Ковпаке» (1975), в опере «Сквозь пламя» (1976) и в балете «Коммунист» (1985) художник вновь выступает как монументалист, развивая художественные принципы героико-эпического жанра.

Пятидесятилетний юбилей композитор отметил премьерой сочинения, которое стало одновременно и вершиной достигнутых, и источником будущих открытий. Опера-балет «Вий» (по Н. Гоголю), поставленная на сцене Одесского оперного театра (1984), была по единодушному признанию публики и критики событием в жизни советского музыкального театра. Живые, колоритные, словно взятые с натуры, народные характеры, красочный бытовой колорит, сочный народный юмор и фантастика нашли яркое воплощение в грандиозном музыкально-театральном действе.

В комической опере «Сват поневоле» (по пьесе Г. Квитки-Основьяненко «Шельменко-денщик», 1985) и в балете «Майская ночь» (по Гоголю, 1988) Губаренко развивает и обогащает стилистические принципы «Вия», еще раз подчеркивая свое глубокое внутреннее родство с национальной культурой, ее традициями и умение всегда находиться на уровне новейших достижений современной музыки.

Н. Яворская

реклама

вам может быть интересно

Ицхак Перлман Инструменталисты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата рождения

30.06.1934

Дата смерти

05.05.2000

Профессия

композитор

Страна

СССР, Украина

просмотры: 1026
добавлено: 03.03.2018



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть