Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини

Rhapsody on a Theme of Paganini (a-moll), Op. 43

Послушать:

Филадельфийский оркестр, дирижёр Леопольд Стоковский, солист Сергей Рахманинов
Запись: 24 декабря 1934 г.

Introduction: Allegro vivace
Tema: L'istesso tempo
Variation 1: (Precedente)
Variation 2: L'istesso tempo
Variation 3: L'istesso tempo
Variation 4: Piu vivo
Variation 5: Tempo precedente
Variation 6: L'istesso tempo
Variation 7: Meno mosso, a tempo moderato
Variation 8: Tempo I
Variation 9: L'istesso tempo
Variation 10: Poco marcato
Variation 11: Moderato
Variation 12: Tempo di minuetto
Variation 13: Allegro
Variation 14: L'istesso tempo
Variation 15: Piu vivo scherzando
Variation 16: Allegretto
Variation 17: Allegretto
Variation 18: Andante cantabile
Variation 19: A tempo vivace
Variation 20: Un poco piu vivo
Variation 21: Un poco piu vivo
Variation 22: Un poco piu vivo (Alla breve)
Variation 23: L'istesso tempo
Variation 24: A tempo un poco meno mosso

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

В историю мировой музыкальной культуры ХХ века С. В. Рахманинов вошел как хранитель и защитник «традиционных ценностей» в музыке. «Если вы, прежде чем отправиться в новый мир, приложите максимальные усилия к тому, чтобы близко познакомиться со старым миром, то может случиться, что вы легко придёте к выводу: в старом мире осталось ещё много возможностей... Старый язык обладает неисчерпаемо богатыми возможностями». Эти слова композитора из интервью 1941 года особенно актуальны для поздних сочинений, созданных в годы эмиграции. Одно из них — Рапсодия на тему Паганини (ор. 43, 1934) — нередко рассматривалась именно в этом ключе: как соединение «старого» (стиля, унаследованного Рахманиновым от XIX века и обогащенного в его творчестве) и «нового» (элементов новейшей музыки, джаза, эстрадных жанров). Критики отмечали виртуозность произведения, аллюзии на романтический пианизм Ф. Листа и М. Мошковского. Сегодня, когда споры о «традиционализме» и даже упреки в «старомодности» Рахманинова ушли в прошлое, современность Рапсодии видится совершенно в другом свете.

Для своего сочинения, написанного в форме вариаций, композитор выбрал тему знаменитого 24-го Каприса для скрипки Н. Паганини. Тема эта — яркий символ эпохи романтизма, одновременно она может считаться своего рода музыкальным «двойником» самого Паганини, композитора, виртуоза-скрипача, чей музыкальный гений так и остался загадкой для современников. Но уже в первых вариациях появляется и другая знаменитая тема, тоже заимствованная Рахманиновым — из средневекового католического песнопения Dies Irae («День гнева»). Мелодия Dies irae, отзвуки которой звучат во многих сочинениях композитора, имела для него глубоко символическое значение, личный смысл, раскрывающийся лишь в совокупности всего творчества. Обе темы, неся в себе шлейф «старых» смыслов и значений (в том числе, из произведений других композиторов, в которых они были использованы), встречаются в Рапсодии Рахманинова и начинают свое загадочное путешествие во времени и пространстве — жанров, стилей, эпох. 24 вариации (символическая отсылка к Капрису Паганини) как 24 эпизода этого путешествия, с яркими событиями и неоднозначным концом, смысл которого, вероятно, будет своим для каждого слушателя Рапсодии.

В. Горячих

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Словарные статьи

Рапсодия 12.01.2011 в 11:55

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Сергей Рахманинов

Год создания

1934

Дата премьеры

24.12.1934

Жанр

концертные

Страна

Россия

просмотры: 8802
добавлено: 10.06.2015



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть