Опера Тикоцкого «Михась Подгорный»

Mikhas Podgorny

Композитор
Дата премьеры
10.03.1939
Жанр
Страна
СССР
Евгений Карлович Тикоцкий (Evgeny Tikotsky)

Опера Евгения Тикоцкого в 4 действиях, либретто П. Бровки.
Премьера: Минск, 10 марта 1939 г., под управлением М. Шнейдермана. Спектакль был показан в Москве в 1940 г. на декаде белорусского искусства. Премьера новой редакции: Минск, 26 октября 1957 г.

Действующие лица:

  • Марыся, сопрано
  • Мать Марыси, меццо-сопрано
  • Отец Марыси, бас
  • Ганка, подруга Марыси, меццо-сопрано
  • Михась Подгорный, тенор
  • Анищук, бас
  • Мартын, товарищ Михася, тенор
  • Игнат Закревский, бас
  • Дмитрок Закревский, баритон
  • Баба-лопотуха, сопрано
  • Винцент Аночка, тенор
  • Лукаш, бас
  • Десятский, баритон
  • Сват, бас
  • Первый шляхтич, тенор
  • Второй шляхтич, баритон
  • Офицер, тенор
  • Парень, тенор

Первое действие

Тяжела жизнь белорусских крестьян-бедняков в дореволюционные годы. А первая мировая война во много раз усугубила их нищету и бесправие. Невеселы беседы двух бедных крестьянок — Марыси и Ганки, отдыхающих на мягкой траве у околицы деревни. Муж Ганки на войне, сильно грустит о нем молодая жена. У Марыси тоже на сердце тоскливо и неспокойно. Она любит батрака Михася Подгорного, но родители не дают согласия на брак: богач, кулацкий сынок Дмитрок Закревский кажется отцу Марыси более желанным женихом.

Свидевшись с Марысей, Михась рассказывает любимой о своих опасениях. Его тревожит возможность призыва в армию и неизбежной тогда разлуки с Марысей.

Деревенская молодежь вовлекает Марысю и Михася в свои игры и танцы. Общее веселье нарушается приходом большой группы подвыпивших кулацких молодчиков. С ними и Дмитрок, за которым покорно идет отец Марыси. Дмитрок пытается силой навязать Марысе дорогой подарок — красивый платок. Девушка отвергает ухаживания кулака. Когда они становятся чересчур назойливыми и грубыми, Михась и его молодые друзья заступаются за Марысю и прогоняют прочь Дмитрока.

Мрачные опасения Михася сбываются скорее, нежели он предполагал: десятский объявляет, что Подгорный мобилизован в армию и должен немедленно отправиться на войну. Перед лицом долгой разлуки Михась и Марыся, не смущаясь чужих людей, нежно прощаются, клянутся друг другу в вечной любви и верности. Дмитрок полон бессильной ревности — лишь ругательствами и угрозами может он выразить свою жгучую ненависть к Михасю Подгорному, которому так предана Марыся.

Второе действие

Вот уже полтора года, как нет вестей от Михася. Дмитрок и его друзья — кулаки распространили слух о том, что Подгорный убит. Марысе все труднее и труднее противостоять родителям, желающим выдать ее за богатея. В конце концов, Марыся вынуждена подчиниться их воле. И вот — свадебный пир в доме Игната Закревского, куда после венчания приехали новобрачные. Марыся не по-свадебному печальна. Горько оплакивает она несчастную судьбу любимого Михася. Зато Дмитрок весел, он откровенно торжествует свою победу над соперником, хвалится перед гостями богатством.

Гости славят жениха и невесту. Когда веселые песни дополняются лихими танцами, в избе неожиданно появляется Михась Подгорный. Он приехал домой на побывку и, узнав о свадьбе Дмитрока и Марыси, пришел лично убедиться в измене любимой.

Марыся порывисто бросается к Михасю, хочет обнять его. Оправившийся после недолгого замешательства Дмитрок, при помощи друзей, отталкивает жену и выбрасывает Михася из избы. Несчастная, обманутая Марыся в отчаянии шлет проклятия Дмитроку — нежеланному, нелюбимому мужу.

Третье действие

Произошла февральская революция 1917 года, но война продолжается, жизнь, как и прежде, тяжела — правительство Керенского предает интересы народа. Об этом откровенно беседуют деревенские парни-новобранцы, собравшиеся на церковной площади в ожидании отправки на фронт.

Снова вернулся в родное село Михась Подгорный, на этот раз — после ранения. Ганка устроила ему свидание с Марысей. Михась по-прежнему любит Марысю и просит ее порвать с кулацким сынком Закревским. Но она, покорная своему мужу, не решается на такой смелый шаг.

Михась уже не тот темный крестьянский парень, каким он был прежде. Его многому научили последние события. Старый друг его Анищук напоминает Михасю о великих делах, совершающихся в стране. Когда на церковную площадь возвращаются новобранцы, а с полевых работ приходят женщины, Михась обращается к народу с горячим призывом бороться против панов и кулаков, за свободу и счастье, за лучшую, счастливую жизнь. Дмитрок Закревский, занимающий должность правительственного волостного уполномоченного, прибыл на площадь с отрядом солдат. Он отправляет новобранцев на фронт и арестовывает Михася Подгорного.

Четвертое действие

Победила Великая Октябрьская социалистическая революция. Ее грозовые раскаты докатились и до маленькой белорусской деревни, где в заключении томится Михась. Получен ленинский декрет о земле, народ требует от Дмитрока Закревского сдачи дел волостного правления. Многое прояснилось и в сознании Марыси, она без колебаний порывает с постылым мужем.

Народ освобождает Михася из заключения. Земля и добро кулаков Закревских переходят в пользование деревенской бедноты. Дмитрок пытается убить Михася, но крестьяне обезвреживают кулаков, связывают отца и сына Закревских.

Михась знает, что враги народа еще не сложили оружия. Он горячо призывает крестьян бороться до конца, до полной победы власти Советов.

* * *

Опера рисует жизнь белорусских крестьян в годы Первой мировой войны и Октябрьской революции. Личные судьбы героев — бедняка Михася Подгорного, прошедшего войну и вставшего на революционный путь, его невесты Марыси, насильно выданной замуж за кулацкого сына Дмитрока Закревского,— неразрывно связаны с историческими событиями. Под влиянием происходящих перемен Михась превращается в солдата революции, а робкая, покорная Марыся — в женщину, борющуюся за свое счастье и порывающую с мужем-богатеем.

В музыке Тикоцкого используются интонации белорусской песни, но ее музыкальный язык обращен не в прошлое, а в современность. Самая большая удача оперы — партия Марыси, дающая благодарный материал для артистки (в исполнении Л. Александровской этот образ получил яркое воплощение). Фигура Михася оказалась несколько декларативной, резонерской; много ярче вышел кулак Дмитрок. «Михась Подгорный» сыграл заметную роль в становлении белорусской оперы.

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

Танеев. «По прочтении псалма» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама