Путевой распев

Категории словаря

Путевой распев - разновидность знаменного распева. Встречается в певч. рукописях с 16 в. До сер. 17 в. считался вершиной иск-ва церк. пения. В основе П. р. лежали видоизменённые попевки знаменного распева. Широкое применение своего рода "синкоп", а также длительностей, равных целой ноте и больших, придавало музыке характер торжественной медлительности. П. р. во время пасхального крестного хода пели стихиру "Воскресение твоё Христе спасе", а в праздник богоявления при "шествии на источники" - "водные" стихиры. В храме им пели "славники", во время к-рых совершался торжеств. вход духовенства в алтарь, и величания. Возможно, что связь этих песнопений с движением определила и само название распева. Иногда П. р. чередовался со знаменным и демественным. Первоначально П. р. записывали обычной знаменной нотацией, по мере же усложнения мелодики сложилась особая путевая нотация. П. р. не следует смешивать с ведущим голосом троестрочия, к-рый обозначался словом путь. Мелодия пути могла не принадлежать к П. р.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Смоленский С. В., О древнерусских певческих нотациях, (СПБ), 1901; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Gardner J., Das Problem des altrussischen Demestischen Kirchengesanges und seiner Linienlosen Notation, Mьnch., 1967.

H. Д. Успенский

реклама

вам может быть интересно

Граммофонная пластинка Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Бандура Музыкальные инструменты
Киев Города
Brise, бризе Балет и танец
Grand fouette, гран фуэтэ Балет и танец
Половинная каденция Термины и понятия
Renverse, ранверсе Балет и танец
Опера-сериа Опера, вокал, пение
Фраза Термины и понятия
Фагот Музыкальные инструменты
Пуантилизм Термины и понятия

Реклама