Параллелизм

Параллелизм (от греч. parallnlos - параллельный, букв. - находящийся или идущий рядом) - движение двух и более голосов многоголосной полифонич. или гомофонной муз. ткани с сохранением между ними того же интервала или интервалов ("открытый" П.), а также нек-рые формы движения голосов в одну сторону ("скрытый" П.). П. следует отличать от удвоения того же голоса в октаву и даже в несколько октав, постоянно используемого в проф. музыке. П. характерен для определённых видов нар. иск-ва нек-рых народов, муз. жанров (напр., рус. и укр. кант). Известен с древнейших времён; самые ранние формы проф. многоголосия строились на параллельном движении голосов, причём применялись П. не только терций, но также квинт, кварт и даже секунд (см. Органум). В последующее время в проф. музыке находил применение гл. обр. П. терций и секст. П. октав и квинт в 13-14 вв. был запрещён муз. теорией как нарушавший самостоятельность движения каждого из голосов. В 18 в. было установлено одно исключение из этого правила - параллельные квинты допускались при разрешении увеличенного квинтсекстаккорда VII ступени в тонику (т.н. "моцартовские квинты"):

image

В 17-18 вв. правило запрещения П. октав и квинт было распространено и на случаи "скрытого" П. (исключая т.н. "валторновые квинты") - движения голосов в одну сторону к октаве или квинте, а также такого ведения голосов, при к-ром параллельные октавы или квинты образуются на сильных долях тактов (хотя бы эти интервалы и не выдерживались на протяжении всего такта); был запрещён и переход к октаве или квинте противоположным движением голосов. Нек-рые теоретики (Дж. Царлино) рассматривали как нежелательное и последование двух параллельных больших терций из-за тритона, образуемого нижним тоном одного и верхним - другого:

image

На практике, исключая сочинения строгого стиля и учебные работы по гармонии и полифонии, все эти правила соблюдаются гл. обр. применительно к лучше всего слышимым крайним голосам муз. ткани.

А с 19 в. П. квинт и целых созвучий нередко сознательно используется композиторами для достижения определённого художеств. эффекта (Дж. Пуччини, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский) или для воссоздания характера нар. музицирования, колорита старины ("Реквием" Верди).

Литература: Стасов В. В., Письмецо к г. Ростиславу про Глинку, "Театральный и музыкальный вестник", 1857, No 42 (то же в кн.: В. В. Стасов. Статьи о музыке, под ред. В. В. Протопопова, вып. 1, М., 1974, с. 352-57); Tюлин Ю. Н., Параллелизмы в музыкальной теории и практике, Л., 1938; Ambrоs A. W., Zur Lehre vom Quintenverbote, Lpz., 1859; Tappert W., Das Verbot der Quinten-Parallelen, Lpz., 1869; Riemann H., Von verdeckten Quinten und Oktaven, "Musikalisches Wochenblatt", 1840 (то же в сб.: Prдludien und Studien, Bd 2, Lpz., 1900); Lemacher H., Plauderei ьber das Verbot von Parallelen, "ZfM", 1937, Bd 104; Ehrenberg A., Das Quinten und Oktavenparallelenverbot in systematischer Darstellung, Breslau, 1938.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Фидель Музыкальные инструменты
Базель Города
Battu, баттю Балет и танец
Miserere, Мизерeре Церковная музыка
Эфиопская музыка Национальные культуры
Гавот Музыкальные жанры
Построение Термины и понятия
Пассаж Термины и понятия
Вертикаль Термины и понятия
Эфы Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 4945
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть