Ars nova, арс нова

лат. — новое искусство

Прогрессивное направление в музыке, возникшее во Франции и Италии в 14 в. Получило назв. в противовес ars antiqua ("старинному искусству") - полифонич. музыке феодально-церк. средневековья - по трактату "Ars nova" (20-е гг. 14 в.), приписываемому Филиппу де Витри. А. n. - наиболее раннее проф. муз. иск-во, представленное светскими вок.-лирич. жанрами (творчество трубадуров, труверов, миннезингеров большей частью носило ещё "полупрофессиональный" характер).

Итал. А. n., в отличие от французского, часто называют музыкой Треченто (т. е. 14 в.). Крупнейшие деятели итал. А. n. - композиторы Джованни из Флоренции, Ф. Ландино, Герарделло, Якопо из Болоньи, Никколо из Перуджи и др. Видный теоретик итал. A. n. - Маркетто Падуанский. В его работах нач. 14 в. провозглашается принцип: "Ухо - лучший судья в музыке". Музыка итал. А. n. связана с североитал. фольклором, но отличается большей утончённостью. Это гл. обр. произв. для 2-3 голосов с инстр. сопр. на стихи Петрарки и др. поэтов-гуманистов. Поэтич. образы, ритм и метр стиха определяли интонац. склад вок. партий, особенно верхних голосов, наиболее певучих и выразительных; нижнему голосу (тенору) поручался опорный бас. Стихосложением были обусловлены муз.-синтаксич. особенности произв. (протяжённость построений, цезуры, кадансы). В инстр. партиях (лютни, виолы) применялись звукопись, фигуративная расцветка муз. ткани. Существовали и чисто инстр. варианты произведений подобного рода. Излюбленные жанры итал. А. n. - качча, баллада, мадригал.

Богатое развитие А. n. получило во Франции, где оно сформировалось почти на полвека ранее итальянского. Идеологом А. n. во Франции был выдающийся поэт-гуманист, композитор, математик и теоретик музыки, друг Петрарки Ф. де Витри. Он первым применил наименование А. n., ввёл новую классификацию интервалов (терции и сексты были определены как консонансы), выступал в защиту хроматизма ("musica falsa"), утверждал эстетич. равноценность трёхдольного и двухдольного размеров. Если в период ars antiqua отдавалось предпочтение органуму с преобладанием параллельного движения голосов, Ф. де Витри теоретически обосновал принцип противоположного движения голосов и требовал запрещения октавных и кварто-квинтовых параллелизмов.

Среди композиторов франц. А. n. выделяется Гильом до Машо - последний из труверов позднего средневековья, автор многочисл. одногол. песен нар. склада (lays), многогол. баллад и рондо - жанров, заимствованных отчасти из фольклора, отчасти из проф. поэзии того времени. Машо - автор первой франц. мессы с развитой циклич. структурой, полифонич. складом и интонационной связью всех частей. Применение крупных форм (гл. обр. мотета) составляло одну из отличит. особенностей франц. А. n. Композиторы франц. А. n. 14 в. И. Кармен, Ж. Таписье и И. Цезарис явились непосредственными предшественниками бургундской полифонич. школы.

По типу мелодики и приёмам голосоведения А. n. сохраняло связь с ars antiqua. Однако оно по-новому решало проблему взаимоотношения музыки и текста и явилось важным этапом развития муз. культуры, A. n. очень повлияло на дальнейшее развитие зап.-европ. музыки, хотя само оно оказалось недолговечным, просуществовав лишь до 15 в.

Литература: Иванов-Борецкий М., Музыкально-историч. хрестоматия, вып. 1, М., 1929, М., 1933; Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941; его же, Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1956, М., 1965; Розеншильд К., История зарубежной музыки до середины XVIII века, вып. 1, М., 1963, гл. 3; Nеf К., Einfьhrung in die Musikgeschichte, Basel, 1920, 1945; рус. пер., M., 1930, 1938; Pruniиres A., Nouvelle histoire de la musique, t. 1, P., 1934; рус. пер., M., 1937, гл. 3; Einstein A., The Italian madrigal, v. 1-3, Princeton (N. J.), 1949; Fischer K. V., Studien zur italienischen Musik des Trecento und frьhen Quattrocento, Bern, 1956; Martinez М. L., Die Musik des frьhen Trecento, Tutzing, 1963; Hagopian V. L., Italian Ars Nova music. A bibliographic guide to modern editions and related literature, Berk.-Los Ang., 1964.

К. К. Розеншильд

реклама

вам может быть интересно

Дирижирование Термины и понятия
Субретка Опера, вокал, пение

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Латиноамериканская музыка Национальные культуры
Песня без слов Музыкальные жанры
Battu, баттю Балет и танец
Амстердам Города
Баку Города
Азбука музыкальная Термины и понятия
Бурре Музыкальные жанры
Строгий стиль Термины и понятия
Польская музыка Национальные культуры
Гобой Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

течения в искусстве

просмотры: 8286
добавлено: 16.09.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть