Версилия, озеро Пуччини и пуччиниевский фестиваль

Версилия

Версилия

Перефразируя Гоголя, автор начинает статью словами «Знаете ли вы... Нет, вы не знаете...». Вместо точек ставится слово «Версилия». Что это за место такое – город или что другое? Читатель имеет полное право спрашивать, название куска побережья Средиземного моря не так знаменито, как принадлежащие ему населенные пункты. Каррару, наверное, знают все. Все слышали о каррарском мраморе. Его полно и в московском метрополитене. Все слышали арии из "Тоски" и "Мадам Баттерфляй". Но не все знают назание местечка, где Джакомо Пуччини их сочинил – Торре дель Лаго, в буквальном переводе – башня у озера. Все это – Версилия, часть Тосканы, территория всего в 165 квадратных километров.

Изумительная голубизна моря, очертания Апуанских Альп в мягкой дымке, ослепляющие пятна залежей мрамора, приветливые холмы, знаменитые оливковое масло, мед, рыба и колбасные изделия – такой является взорам Версилия. Кусок побережья от Форте дей Марми (весьма модного места, в дискотеках которого летом собирается огромное число VIP, которые пляшут ночи напролет и вливают в себя значительное количество вина) до Виареджо – столицы итальянского карнавала.

Золотой песок пляжей Версилии так и манит туриста. Туризм здесь недешевый – это вам не Римини и ривьера Романьи, известные своими умеренными ценами. Версилия – довольно рафинированное место и отдохнуть здесь – весьма дорогое удовольствие. Отели, умытой чередой расположенные вдоль берега, претендуют на шикарность, а пляжи только платные. То есть морская вода, конечно, народное достояние, но вот, чтобы искупаться, вы должны заплатить за пользование лежаком или тентом, а цены на эти услуги с каждым годом возрастают. Любопытная деталь – помимо лежаков, тентов, холодного и теплого душа, аперитивов, сандвичей, первых блюд, детских игровых площадок, все купальни предлагают изучение иностранных языков...

Не думайте, что Версилия – одна из столиц бездумного отдыха. В столице Версилии Виареджо свил гнездо самый знаменитый итальянский карнавал. В 1873-ем году некие молодые люди, жаждущие весело проводить время в воскресенье, задумали разукрасить цветами телеги, которые тащили быки, и продефилировать по городу. От этой простой идеи пошел знаменитый карнавал Виареджо, который носит ярко выраженный сатирический характер. Хочется простому человеку посмеяться над всесильным политиком? Добро пожаловать во Виареджо в холодные февральские дни. Прыгайте на воз и изображайте кого угодно и что угодно – глядишь, избавитесь от хмурого настроения, вызванного реалиями повседневной жизни, особенно в последние два года, отмеченных экономическим кризисом.

Итальянское слово «carro» переводится как «телега, воз, фура», но видели бы вы эти телеги! На них водружают самые фантастические фигуры, над созданием которых самозабвенно работают художники, декораторы, кузнецы. Папье-маше – самый распространенный и удобный материал, но создатели карнавальных повозок не скупятся и на другие, более дорогие материалы. Каждая повозка – что-то вроде маленького, но блистающего роскошью и фантазией театрика на колесах. Ныне карнавальное дефиле по улицам Виареджо пользуется международной славой.

И жаждущему культуры есть что делать в Версилии. Поклонникам гигантов Ренессанса нельзя не пройти по Дороге мрамора имени Микеланджело. В 1513-ом году папа Лев Х возвратил флорентийцам территорию Пьетрасанты: хотел, чтобы именно этот мрамор был использован для украшения фасада знаменитой церкви Сан Лоренцо в его родном городе – месте успокоения семьи Медичи. Выполняя волю папы, великий Микеланджело был вынужден переселиться на некоторое время в Версилию, чтобы лично наблюдать за работами по извлечению сияющего белого мрамора – дара Апуанских Альп. Микеланджело потратил три года жизни, прокладывая дорогу, которая облегчила доставку мрамора из карьеров к морю, где блоки погружали на корабли. Так до сих пор и не выяснены мотивы, заставившие гения прервать свое пребывание в Версилии: известно лишь, что со смертью в 1522-ом году папы Льва строительство фасада Сан Лоренцо было прекращено. Но дело Микеланджело не пропало: сегодня мрамор Пьетрасанты и Серавеццы известен не меньше, чем мрамор Каррары, а в Пьетрасанте, часто именуемой «маленькими Афинами», постоянно живут и работают скульпторы со всего мира.

Но есть, помимо Микеланджело, у Версилии другой герой – композитор Джакомо Пуччини.

Пуччини и его озеро

Вообразите себе, что вы живете на улице Турандот, по соседству с улицами Тоски и Манон Леско. Во время обеденного перерыва забегаете в трактир «Лиу», где съедаете порцию тортеллини (разновидность пельменей) «а-ля Баттерфляй». В выходные дни катаетесь на видавшей виды ладье «Чио-Чио-сан». Все это не фантазия, а обычная реальность крошечного местечка Торре дель Лаго рядом с Виареджо, на берегу озера с неудобоваримым названием Массачукколи. Дело в том, что здесь провел тридцать лет жизни и написал все свои знаменитые оперы Джакомо Пуччини, автор "Тоски" и "Мадам Баттерфляй", любимый композитор примадонн, побивший, как утверждают итальянцы, рекорд по количеству представлений в мире своих опер.

Море чернил потрачено на описание местечка, которому отдал свое сердце Пуччини (и где оно осталось навсегда – одна из комнат его дома превращена в усыпальницу), и все же Торре дель Лаго заслуживает романтических слов. Когда Маэстро поселился здесь, это была глухая рыбацкая деревушка. И в помине не было красивой площади, где ныне возвышается памятник помпозитору работы Паоло Трубецкого в окружении пальм и цветочных клумб: вода плескалась почти у порога виллы. «Высшее наслаждение, башня из слоновоя кости, рай, Эдем, эмпиреи, королевский дворец... жителей сто двадцать, двенадцать домов. Деревушка мирная, дивная растительность до самого моря, множество оленей, кабанов, зайцев, кроликов, фазанов, бекасов, скворцов, зябликов и воробьев. Огромное болото. Роскошные и необыкновенные закаты».

Идеальное место для вдохновения: здесь родились почти все оперы Пуччини – от "Манон Леско" до "Триптиха". Заработав первые деньги после успехов "Манон" и "Богемы", он приобрел в Торре дель Лаго дом, который изначально был сторожевой башней, перестроил его по своему вкусу, снабдил жилище удобствами по последнему слову тогдашней техники (от отопительных приборов до телефона), оборудовал причал, с которого в одно мгновение можно было отчалить в поисках бекасов и других местных птичек. Залегши в осоке с огромным, в человеческий рост ружьем, он мог одним выстрелом подбить 12 пернатых. Но не только нетронутая природа приковала Маэстро на долгие годы к Торре дель Лаго: здесь он нашел друзей с щедрым сердцем и готовых к шутке, с ними с удовольствием посещал местные трактиры, отсюда рукой подать было до Виареджо и Форте дей Марми, уже тогда славившихся золотыми пляжами. Пуччини не привелось наслаждаться своим раем до конца его земного существования: после тридцати лет жизни на озере его согнали с насиженного места шум и неприятный запах построенной в глухой до того деревеньке фабрики по переработке торфа...

Пуччиниевский фестиваль

Когда-то сам композитор выразил желание послушать собственную музыку под открытым небом. Мечта осуществилась, когда Пуччини уже не было в живых: 24 августа 1930-ого года на сцене, построенной на сваях, уходивших в воды озера, состоялось представление "Богемы" под управлением однокашника Маэстро по Миланской консерватории Пьетро Масканьи. С тех пор представления пуччиниевских опер в местах, так страстно им любимых, не прекращались. В 1966-ом году, на отвоеванной у озера части пространства, на плавучих мостах построили Gran Teatro all’aperto - Большой театр под открытым небом, который вмещал три тысячи двести человек. Он стал постоянным местом проведения Пуччинивского фестиваля, в этом году пятьдесят шестого по счету. Именно в старом театре звучали голоса Дель Монако и Корелли, Паваротти, Доминго и Каррераса, Ренаты Скотто и Райны Кабаиванской, Гены Димитровой и Кати Риччарелли. Не забудем, что его почтили своим искусством Карла Фраччи и Рудольф Нуреев.

Как многие культурные предприятия подобного типа, фестиваль знал взлеты и падения. Углубляясь в его анналы, можно встретить самые великие имена певцов и дирижеров. В последние годы это, скорее, тянет на средний уровень.

Не так давно фестиваль мог «осилить» только два названия на афише, но в последние годы посягает и на четыре. Конечно, речь не идет о четырех премьерах. Пуччиниевский фестиваль ищет собственное лицо, непохожие решения. Одно из них – проект «Высечь оперу», когда на постановки приглашаются скульпторы, работающие в Пьетрасанте. Пока эти эксперименты не дали бесспорных результатов – ставить оперы и высекать статуи все же совершенно разные вещи.

Музыкальный уровень – не самый важный элемент в летнем оперном сезоне на озере Пуччини. Пуччиниевский фестиваль принадлежит к феномену культурного туризма. Посещение оперы вписывается в картину летнего отдыха и привлекает немало VIP. Отличная работа проведена по созданию оригинальных сувениров – как не купить колоду карт на темы "Девушки с Запада" и спектакля в Торре дель Лаго, нарисованную известным маериканским художником Наллом, не набросить на плечи мягкий плед с рекламой фестиваля, особенно когда с озера тянет пронизывающей до дрожи свежестью, и не натянуть на себя весьма элегантнтые майки на темы той же "Девушки" и "Богемы"! Главное в этом фестивале – не уровень интерпретации, а гармония чудесных пуччиниевских мелодий с естественной декорацией. Кое-кто вполне серьезно утверждает, что в этих местах бродит призрак композитора...

Новый театр и магия пуччиниевских мест

Ныне от Gran teatro all’aperto осталась площадка, поросшая травой. Стопятидесятилетие со дня рождения Джакомо Пуччини ознаменовались открытием нового, постоянного театра на три тысячи триста семьдесят мест с голубыми и синими креслами, с закрытым концертным залом, оснащенного современной сценической техникой. Проект стоил более семнадцати миллионов евро, и все же это только начало! Вокруг театра создается парк музыки Джакомо Пуччини, новый театр располагает выставочными пространствами, как под крышей, так и под открытым небом. В год его открытия можно было увидеть один из автомобилей Маэстро, обожавшего достижения современного ему технического прогресса – Фиат 501 Торпедо, который он приобрел в 1920-ом году за 12500 лир. В то время машина развивала головокружительную скорость в семьдесят километров в час...

В магической силе озера Пуччини никто не может усомниться. Организаторы фестиваля работают энергично. Но новый театр остается пока необжитым, холодным; завсегдатаи фестиваля оплакивают старый, который был куда ближе к вилле Маэстро и к площади, где установлен памятник Пуччини, и к которому вел романтический мостик. По иронии судьбы, территория парка с театром примыкает к Via delle torbiere, улице торфяных фабрик, деятельность которых согнала когда-то Пуччини из обожаемого им Эдема.

Как всегда, все рассудит время. Рядом с Торре дель Лаго полно других пуччиниевских мест: во Виареджо можно посидеть в Кафе Маргерита, куда часто направлялся Маэстро, в Лукке посетить дом, где он родился, и церковь Святых Паолино и Донато, где его крестили. Il Teatro del Giglio, Театр Лилии помнит его в качестве юного пианиста, а Музыкальный институт хранит фортепиано, за которым он занимался. В той же Лукке Кафе Де Симо хранит память о шумных собраниях дружеской компании, состоявшей из Пуччини, его консерваторского друга и также уроженца Тосканы Масканьи, поэта Джованни Пасколи, либреттиста Джузеппе Джакозы... В местечке Кьятри стоит вилла, где Пуччини написал Тоску. Добраться туда и сейчас нелегко: автомобиль нескоро ползет в гору, а тогда единственным средством был мул. В крошечной деревушке Челле, куда ведет обсаженная каштанами дорога, и где предки Пуччини владели землей и домом, Маэстро навещал сестру Ремельде, а другая сестра, Иджиния, была монахиней в августинском монастыре в Викопелаго: так возникла у композитора мысль о Сестре Анжелике. Говорят, монахини были первыми слушательницами партитуры...

реклама