Языческие контрапункты

Драматический компонент весеннего Зальцбургского фестиваля

Екатерина Беляева, 19.05.2011 в 12:37

Традиционно на Пасхальном фестивале в Зальцбурге не было и намека на драму. Караян, когда создавал в 1967 году собственный пасхальный форум для весенних выездов в Австрию оркестра Берлинской филармонии, не собирался копировать летний фестиваль с его солидной драматической составляющей. И много лет там все шло, как Герберт завещал, — игрались оперы Вагнера и устраивались симфонические концерты с берлинцами. Нынешний шеф филармоников и феста Саймон Рэттл рассуждает совершенно иначе. Недаром его должность в Зальцбурге называется не музыкальный, а артистический директор, что фактически означает — художественный руководитель. Он сам выстраивает программу, в которую чем дальше, тем больше входит драматический элемент. Ему категорически не нравятся стандартные концертные исполнения опер и ораторий, и он регулярно предпринимает попытки их театрализации — это помимо одной полноценной постановки оперы, заложенной в программу. Яркий пример тому — прошлогодние «Страсти по Матфею», которые с грандиозным успехом поставил здесь американский режиссер-минималист Питер Селларс.

В этом году драма пробралась еще дальше — в придуманные Рэттлом уникальные музыкальные аттракционы с берлинскими музыкантами под названием «Контрапункты». Раньше «Контрапункты» представляли собой камерные вечера или утренники, на которых выступала какая-нибудь группа (скрипки, скажем, или духовые) из Берлинских филармоников во главе с концертмейстером и в компании приглашенного солиста или солистов. Произведения, которые они исполняют по утрам (цены на билеты на эти мероприятия умышленно снижаются вплоть до 30 евро за самые лучшие места), работают на ту же придуманную Рэттлом тему, что и основные концерты. Так, концерты и «Контрапункты» нынешнего Пасхального тематически намеренно вертелись вокруг «Саломеи», соприкасаясь с ней лишь опосредованно, через всякие изысканные музыкальные и культурологические ассоциативные ряды. Пятая симфония Малера и «Жар-птица» Стравинского (которую продирижировал Густаво Дудамель, как обычно, не заглядывая в ноты и, как обычно, сажая непростительные ошибки, чередуя их с гениальными прозрениями), Вторая симфония Рахманинова и «Ожидание» Шёнберга, Концерт для скрипки с оркестром Глазунова и «Шехеразада» Равеля. На «Контрапунктах» же играли «Историю солдата» Стравинского и «Просветленную ночь» Шёнберга, Серенаду для 13 духовых инструментов Рихарда Штрауса и Фанфары для нового театра, написанные Стравинским для двух труб, а также множество других крошечных опусов великих композиторов, многим из которых никогда не доводилось быть сыгранными столь прославленными музыкантами.

Однако вернемся к «Истории солдата». Рэттл хотел, чтобы это произведение прозвучало на Пасхальном фестивале как своеобразное продолжение темы, заявленной Штраусом в «Саломее», но он и не предполагал, что опус Стравинского переживет едва ли не второе рождение в 2011 году, когда дочка Герберта и Эльетты Караян — довольно известная драматическая актриса Изабель Караян — изъявила желание принять участие в постановке «Солдата». Мало кто помнит, что партитура «Истории солдата» называется «Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая, в двух частях, для чтеца, двух артистов (Солдат и Черт), мимической роли (Принцесса), кларнета, фагота, корнета, тромбона, ударных, скрипки и контрабаса». Стравинский писал: «Роль рассказчика преследовала двойную цель: он является иллюзионистом-переводчиком между действующими лицами и вместе с тем комментатором-посредником между сценой и публикой. Однако введение рассказчика в действие пьесы было более поздним измышлением, идеей, заимствованной у Пиранделло... Роль танцора также была придумана позже, должно быть, мы боялись, что пьеса без танца покажется однообразной. Стесненность в средствах при первоначальной постановке „Истории“ оставляла в моем распоряжении горсточку инструментов, но это не ограничивало меня, поскольку мои музыкальные идеи тогда уже были направлены в сторону инструментальных соло». В период подготовки «Истории солдата» к премьере Стравинский сдружился с замечательным швейцарским дирижером Эрнестом Ансерме, который на долгие годы стал первым исполнителем многих произведений композитора. Премьера «Истории солдата» состоялась 28 сентября 1918 года в Лозанне. Планам композитора показать этот спектакль по всей Швейцарии не суждено было сбыться, поскольку вскоре после премьеры в Европе вспыхнула эпидемия «испанки», которую Стравинский перенес очень тяжело. Далее, как и в случае с другими своими сценическими произведениями, он в 1920 году написал по музыке этого спектакля концертную сюиту для совсем камерного состава — кларнета, скрипки и фортепиано. В первоначальном варианте «История солдата» исполняется нечасто.

Изабель Караян — мастерица моноспектаклей, которые она регулярно представляет на международных драматических фестивалях. В Зальцбург она, живущая постоянно в Швейцарии, обычно приезжает не по театральным делам, а ради конных прогулок (в имении Караяна в Зальцбурге есть конюшня с породистыми лошадьми). Однако в этом году, когда любимый фестиваль ее отца чуть не закрылся из-за финансовых скандалов, актриса решила поддержать свою мать Эльетту Караян, патронессу феста, приняв участие в «Истории солдата» в образах Рассказчика, Солдата, Черта и Принцессы. Скрипичную партию исполняла первая скрипка Берлинских филармоников Ги Браунштайг, что само по себе было уникальным событием. А актриса, перевоплощаясь в Солдата (он был швейцарец по либретто), блеснула своим смачным швейцарским диалектом немецкого языка с обилием трудновыговариваемых «гх». Необходимость говорить на швейцарском немецком продиктована самим Стравинским, который больше всего на свете любил, чтобы его предписания исполнялись неукоснительно. Изабель была на высоте, хотя ее основной язык — французский. Редко удается услышать со сцены такого класса имитацию чужого наречия.

После успеха «Солдата» организаторы думают сотворить что-то похожее в следующем году на «Контрапунктах». Включение драматического элемента обещает стать постоянным.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Зальцбургский Пасхальный фестиваль

Персоналии

Герберт фон Караян, Саймон Рэттл

Произведения

История солдата

просмотры: 715



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть