Придворный оркестр

Юон Константин Федорович. Дворянское Собрание (эскиз к картине)

Русский оркестровый коллектив. Создан в 1882 в Петербурге как Придворный музыкантский хор для обслуживания императорского двора (на основе упразднённых музыкантских «хоров» Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полков). Фактически состоял из 2 оркестров — симфонического и духового. Многие музыканты Придворного оркестра играли как в симфоническом, так и в духовом оркестре (на различных инструментах). По примеру военных оркестров музыканты «хора» числились военнослужащими, что давало возможность привлечь в его состав призванных в армию талантливых исполнителей (предпочтение отдавалось тем, кто владел игрой на двух инструментах — струнном и духовом).

Первым капельмейстером «хора» был М. Франк, с 1888 его сменил Г. И. Варлих; с 1882 симфонической частью ведал капельмейстер Г. Флиге, после смерти которого (в 1907) старшим капельмейстером оставался Варлих. Оркестр играл во дворцах на придворных балах, приёмах, во время царских и полковых праздников. В его обязанности входило также участие в концертах и спектаклях в придворных Гатчинском, Царскосельском, Петергофском и Эрмитажном театрах.

Замкнутый характер деятельности оркестра отражался на художественном уровне исполнения, обусловливал малосодержательный репертуар, носивший в основном служебный характер (марши, туши, гимны). Руководители оркестра стремились выйти за рамки обслуживания придворных кругов, найти пути к более широкой аудитории. Этому способствовали открытые концерты на летней эстраде Петергофского сада, публичные генеральные репетиции, позднее концерты в залах Придворной певческой капеллы и Дворянского собрания.

В 1896 «хор» стал гражданским и был преобразован в Придворный оркестр, а его участники получили права артистов императорских театров. С 1898 Придворному оркестру было разрешено давать платные публичные концерты. Однако лишь с 1902 в программы концертов Придворного оркестра стала включаться западно-европейская и русская классическая симфоническая музыка. Тогда же по инициативе Варлиха начали систематически проводиться «Оркестровые собрания музыкальных новостей», программы которых состояли обычно из произведений, исполнявшихся в России впервые.

С 1912 Придворный оркестр развивает широкую деятельность (концерты оркестра получают известность), проводит циклы исторических концертов русской и зарубежной музыки (в сопровождении популярных лекций), специальные концерты, посвященные памяти А. К. Лядова, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина. Некоторыми концертами Придворного оркестра дирижировали крупные иностранные гастролёры (Р. Штраус, А. Никиш и др.). Особенных успехов Придворный оркестр достиг в эти годы в пропаганде произведений отечественной музыки.

При Придворном оркестре существовали нотная библиотека и музыкально-исторический музей. В марте 1917 Придворный оркестр стал Государственным симфоническим оркестром. См. Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

И. М. Ямпольский

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Санкт-Петербург

Год основания

1882

Тип

оркестры

просмотры: 4249
добавлено: 11.01.2012



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть