Фелипе Педрель

Дата рождения
19.02.1841
Дата смерти
19.08.1922
Профессия
Страна
Испания
Фелипе Педрель

Педрель, Фелипе (исп. Felipe Pedrell; 19 II 1841, Тортоса — 19 VIII 1922, Барселона) — испанский композитор и музыковед, фольклорист и музыкально-общественный деятель. Член Королевской академии изящных искусств (1894). Ведущий деятель Ренасимьeнто.

Музыкальное образование получил под руководством Х. А. Нина-и-Серра, будучи певчим в Тортосском соборе. Писал музыку с 15 лет; как музыкальный критик выступал с 1867. В 1873–74 — 2-й дирижёр опереточной труппы в Барселоне, где работал и позднее (1882–94 и 1904–22). Основал издательство для публикации современной духовной музыки и еженедельный журнал «Notas musicales у literarias» (оба существовали лишь в течение 1 года). В 1888–96 редактор основанного им издания «Ilustra-cion musical Hispano-Americana». В 1895–1903 преподавал в Мадридской консерватории, читал лекции в зале «Атенео». Среди учеников — И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья. С 1904 руководил издательством «А. Ведаль-и-Лимон».

В историю музыки вошёл как организатор и идейный руководитель движения за возрождение национальной музыкальной культуры, программу которого изложил в манифесте «За нашу музыку» («Por nuestra musica» — предисловие к оперной трилогии «Пиренеи», 1891, не завершена). Развивая идеи испанского музыковеда 18 в. А. Эксимено, считавшего народную песню основой музыкальной художественной системы каждого народа, Педрель видел путь возрождения испанской музыки в гармоническом сочетании опоры музыкального фольклора с развитием национальных художественных традиций 16–18 вв.

Важное значение имели его публикации сочинений А. Кабесона, Т. Л. де Виктории, К. Моралеса в сборниках «Испанская школа духовной музыки» («Hispaniae schola musicae sacrae», t. 1–8, 1894–96) и «Антологии классических испанских органистов» («Antologia de organistes clбsicos espaсoles», t. 1–2, 1908), полное собрание сочинений Т. Л. де Виктории (т. 1–8, 1902–12). Гармонизации мелодий в составленном Педрелем сборнике народных испанских песен 13–18 вв. («Cancionero musical popular espaсol», t. 1–4, 1918–22) отличаются глубиной проникновения в сущность национального музыкального фольклора. Он стремился с помощью освоения наследия испанских классиков 16 в. и использования народных мелодий как основы музыкального творчества поднять профессиональную национальную музыку до уровня передовых европейских композиторских школ, среди которых особенно высоко ценил русскую (считал её образцом для подражания в отношении творческого использования музыкального фольклора и выражения национального характера).

В противоположность представителям т. н. регионализма, ограничивавшимся простым цитированием народных мелодий и не владевшим современными техническими приёмами письма, Педрель призывал к глубинному освоению скрытого в народном мелосе гармонического и ладового своеобразия. Решение этой задачи он связывал с овладением современными средствами выразительности, внедрением достижений новейших школ различных стран.

Впервые с творчеством Педреля русских музыкантов познакомил Ц. А. Кюи, который поместил в журнале «Артист» (1894, No 41) его «Песню о звезде» из оперы «Пиренеи» и дал высокую оценку творчеству композитора. Педрель опубликовал статью об испанской музыке в России (газета «La Vanguardia», 1910) и очерк о М. И. Глинке в Гранаде (рус. пер. в сб.: М. И. Глинка, М., 1958, с. 106–108).

Сочинения:

оперы — Квазимодо (по В. Гюго, 1875, Барселона), Мазепа (1881, Мадрид), Клеопатра (1881, Мадрид) Тассо в Ферраре (Il Tasso a Ferrara, 1881, Мадрид), Пиренеи (Els Pireneus, 1902, т-р Лицей, Барселона; 3 драмы с прологом), Маргинала (1905, Барселона; переработана из кантаты); сарсуэлы — Люк-Лак (Lluch-Llach), Он и она (Elis y elles), Истина и ложь (La vertitad у la mentida), Стража (La guardiola); для солистов, хора и opкестра — месса, реквием, Stabat Mater; камерно-инструментальные ансамбли — струнный квартет (1878), струнный квинтет Гальярда (1879); сочинения для фортепиано; песни, в т. ч. циклы Ночи Испании (Noches de Espaсa, 1871), Весна (La primavera, 12 песен, 1880), Андалусийские ветры (Aires andaluces, 1889), Запахи земли (Aires de la tierra, 1889).

Литературные сочинения: Gramatica musical, Barcelona, 1872; Los musicos espaсoles antiguos y modernos en sus libros, Barcelona, 1881; Diccionario tecnico de la musica, Barcelona, 1894; Diccionario biografico y bibliografico de musicos y escritores de musica espaсoles, Portugueses y hispano-americanos antiguos y modernos, Barcelona, 1894–97; Teatro lirico Espafiol anterior al siglo XIX, T. 1–5, La Corufla, 1897–98; Practices preparatories de instrumentacion, Barcelona, 1902; Documents pour servir, а l’histoire des origines du Theatre musical, P., 1908; La canco popular catalana, Barcelona, 1906; Musicalerias, Valencia, 1906; Barcelona Gatаlech de la Biblioteca musical de la Disputacio de Barcelona, v. 1–2, Barcelona, 1908–09; Musicos contemporaneos y de otros tiempos, P., 1910; Jornadas de arte, P., 1911; Orientaciones, P., 1911; P. A. Eximeno, Madrid, 1920.

Литература: Кузнецов К., Из истории испанской музыки, «СМ», 1936, No 11; его же, Из истории испанской музыки. Этюды 3–5, «Музыка», 1937, No 23, 29, 32; Оссовский A., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн.: Избр. статьи, воспоминания, Л., 1961, с. 227–88; Fаllа М., Felipe Pedrell, «RM», 1923, febr. (рус. пер. — Фалья M. де, Фелипе Педрель, в его кн.: Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971); Mitjana y Gordon R., La musica contemporanea en Espaсa y Felipe Pedrell, Malaga — Madrid, 1901; Al Maestro Pedrell. Escritos heortasticos, Tortosa, 1911; Angles H., La musica espafiola, desde la edad media hasta nuestras dias. Catalogo de la exposicion historica celebrada en commemoraciуn del primer centenarlo del nacimiento del maestro Felipe Pedrell, 18 mayo — 25 Junio 1941, Barcelona, 1941.

М. А. Вайсборд
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Испанская музыка 12.01.2011 в 17:05

рекомендуем

смотрите также

Реклама