Свиридов. «Деревянная Русь»

Wooden Russia

Маленькая кантата

Состав исполнителей: тенор, мужской хор, оркестр.

История создания

Георгий Свиридов (Georgy Sviridov)

В 1964 году, ознаменованном появлением «Курских песен», Свиридов вновь обращается к поэзии Есенина (1895—1925). Снова его влечет есенинская патриархальная Русь. Но в отличие от прежних есенинских сочинений, здесь нет ни внешнего действия, ни драматических конфликтов. В четырех частях маленькой кантаты, как определил ее композитор, на первый план выступает размышление, сосредоточенный взгляд вглубь себя, утверждение духовной просветленности и чистоты.

В основу кантаты положены четыре стихотворения Есенина, относящиеся к разным годам. Первое — «Прощай, родная пуща...» (1916) — прощание крестьянского сына, уходящего из родной деревни. Второе — «Топи да болота...» (1914) — щемящий сердце пейзаж родного края, скромного, «забытого и родного». Третье — «Я странник убогий...» (1915) — образ смиренного молящегося странника, идущего по родной стране с Иисусом в сердце. И, наконец, финальное, четвертое, — «Наша вера не погасла...» (1915), которому Свиридов дал название «Не ищи меня ты в Боге», — размышления о судьбе России, приводящие поэта к горькому, хотя внешне оптимистическому итогу. Четырехчастной кантате композитор предпослал эпиграф из Есенина: «Русь моя, деревянная Русь!»

Первое исполнение кантаты «Деревянная Русь» состоялось 5 февраля 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории. И сразу же композитор стал работать над новой, камерной редакцией сочинения — для тенора и фортепиано, с участием баса. Эта редакция впервые была исполнена 4 февраля 1967 года в Малом зале Московской консерватории в исполнении А. Масленникова и автора, при участии А. Ведерникова.

Музыка

Четыре части кантаты — это четыре вокально-оркестровых миниатюры, написанные нежными и чистыми, как бы акварельными красками. Их интонационную основу образуют мотивы, характерные для крестьянских песен различных жанров, использованные с необыкновенной чуткостью, высоким вкусом и изящной простотой. Несмотря на тройной состав оркестра, сопровождение всегда прозрачно, в нем — свет и воздух. Первые три части исполняются солистом-тенором, и лишь в финале вступает мужской хор.

1-я часть, «Прощай, родная пуща», состоящая всего из четырех восьмитактов, пронизана ритмом бодрого шага. 2-я часть, «Топи да болота», — тончайший лирический пейзаж, в котором изобразительное и выразительное слиты в органичном единстве, создающем впечатление застылости, завороженности, вечной неподвижности. Движение наступает в 3-й части, «Я странник убогий», где устанавливается ритм неспешного шага. Ее мелодия свободна, размашиста, отличается импровизационностью. Финал — «Не ищи меня ты в Боге» — резко отличается по характеру от предшествующих частей. Его открывают мощные колокольные звучания, на фоне которых вступает гимническая мелодия («Наша вера не погасла, святы песни и псалмы»). Но далее торжественный гимн Богу и свету переходит в свою противоположность: с авторским определением «твердо и сильно» под аккомпанемент жестких, словно рушащих все аккордов вступают последние строки:

Там построены палаты
Из церковных кирпичей;
Те палаты — казематы
Да железный звон цепей.
Не ищи меня ты в Боге,
Не зови любить и жить...
Я пойду по той дороге
Буйну голову сложить.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Моцарт. Симфония No. 34 Симфонические

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Георгий Свиридов

Год создания

1964

Дата премьеры

05.02.1966

Жанр

вокально-симфонические

Страна

СССР

просмотры: 12738
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть