Шостакович. «Сатиры»

Satires, Op. 109

«Сатиры» для голоса и фортепиано на стихи Саши Черного

История создания

Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

Шостаковича всегда влекло к сатире, гротеску. Такова его первая, юношеская опера «Нос» по повести Гоголя. Ярко сатирические страницы есть и во второй опере, «Леди Макбет Мценского уезда». Затем композитор вновь обратился к Гоголю, когда во время эвакуации в Куйбышев начал писать оперу «Игроки», но не закончил ее. Потом наступил долгий перерыв, когда на первый план окончательно вышли произведения трагические, посвященные судьбам мира и человечества.

Весной 1960 года на глаза Шостаковичу попался томик стихов Саши Черного. Этот достаточно известный в начале XX века поэт (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, 1880—1932) сотрудничал во многих журналах, публиковал дерзкие политические сатиры. Две из них даже послужили поводом для запрещения журнала «Зритель», в котором они были опубликованы. После 1917 года поэт эмигрировал, долгое время его имя оставалось забытым. И вот, наконец, сборник стихов.

Заинтересованный Шостакович тут же, во время чтения, стал делать пометки, отбирая тексты для будущего цикла. Их оказалось пять — «Критику», «Пробуждение весны», «Потомки», «Недоразумение» и «Крейцерова соната». В течение нескольких дней цикл, названный «Сатирами», был написан (закончен 18 июня 1960 года) и получил порядковый номер ор. 109. Во избежание неприятностей цензурного плана Шостакович сделал подзаголовок «Картинки прошлого». Первое исполнение «Сатир» состоялось в Малом зале Московской консерватории 21 февраля 1961 года.

Музыка

Лаконичные, отмеченные типическими чертами творчества Шостаковича, «Сатиры» отличаются и специфическими приемами, усиливающими иронический характер произведения. Так, название каждою номера включено в вокальную партию: певец объявляет, что сейчас будет петь. Комизм усиливается и повторением отдельных слов, и стилизацией.

В №2, «Пробуждении весны», фортепианное сопровождение основано на заимствовании из романса Рахманинова «Вешние воды» его бурного, передающего весенний разлив вод аккомпанементом, который, однако, у Шостаковича лишается рахманиновской полнозвучности, становится нарочито элементарным, графически четким. №3, «Потомки», — примитивный шарманочный вальс. В №4, «Недоразумение», «поэтесса бальзаковских лет» поет свои стихи на мелодию в духе салонного романса, банального, но с претензией на изысканность. №5, «Крейцерова соната», начинается имитацией скрипичного соло, после чего звучит начало оркестрового сопровождения арии Ленского «Куда, куда вы удалились», а музыкальная характеристика прачки Феклы выдержана в простонародном стиле.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Дмитрий Шостакович

Год создания

1960

Дата премьеры

21.02.1961

Жанр

вокальные

Страна

СССР

просмотры: 10772
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть