Гаврилин. Немецкая тетрадь No. 1

German Notebook No. 1

История создания

Валерий Александрович Гаврилин / Valery Gavrilin

О «Немецкой тетради» Гаврилин рассказывал так: «Когда я только научился писать ноты, то я сочинил первое свое сочинение, которое было записано, «Красавица-рыбачка» на стихи Генриха Гейне. Это очень смешная музыка. Писал я ее с большим желанием и с большим настроением, и не знал тогда, что через 10 лет, в 1962 году, снова обращусь к творчеству этого великого поэта. На этот раз, надо сказать, я писал без особой охоты, скорее по принуждению. Я был студентом II курса консерватории, и у меня просто не хватало по учебному плану вокальной музыки, а надо сказать, что за все годы предыдущего учения, вокальную музыку я терпеть не мог, всячески старался уклониться от сочинения... Но тут мой профессор сказал, что вынужден будет поставить мне двойку, если я не сочиню что-то вокальное. Я в полном отчаянии схватился за «своего детского поэта». Видимо, получилось, и сейчас мне трудно объяснить: что, почему получилось. Видимо, поэзия Гейне как-то очень сильно связана с русской поэзией.

Ведь среди русских поэтов трудно найти такого, который бы не переводил этого автора. И Гейне сам оказал большое влияние на русскую поэзию, кроме того, в творчестве Гейне с необъяснимой силой преломлены интонации немецкого фольклора, а в общем-то в любом фольклоре есть что-то общее: простота, доступность, искренность чувств и общительность — обязательное свойство. Общительность потому, что люди, народ, когда сочиняют музыку, так прежде всего для того, чтобы можно было общаться, иначе она не нужна, она теряет смысл. И вся глубина чувств, которая заложена в народной музыке, в народной поэзии, она только для того, чтобы общаться со своими близкими. И вот, начиная с этого сочинения, «Немецкой тетради», я главной задачей своего творчества сделал одно — общительность». Великий немецкий поэт Генрих (Харри) Гейне (1797—1865) был близок молодому композитору: горечь, сарказм, тонкая ирония, — все эти характерные черты Гейне проявились и в дневниковых записях Гаврилина, отличавшегося явным литературным и поэтическим даром. Для своего цикла композитор отобрал шесть стихотворений разных лет из поэтического сборника «Книга песен» (1827): «Осень» (У Гейне «Пал туман на долы, луг во мгле сырой исчез»), «Гонец», «Разговор в Падерборнской степи», «Милый друг мой», «Добряк» (У Гейне: «Давали советы и наставленья и выражали свое восхищенье») и «Ганс и Грета» (У Гейне: «Бедный Петер»).

Появившееся в 1962 году под названием «Вокальный цикл на стихи Генриха Гейне», сочинение позднее было названо «Немецкая тетрадь», а когда через десять лет появился второй вокальный цикл на стихи Гейне, этот первый стал называться «Первой немецкой тетрадью». Этот цикл ознаменовал рождение самобытного композитора с ярким, непохожим ни на кого обликом. «Немецкая тетрадь» была посвящена ее первым исполнителям — певцу Артуру Почиковскому и пианистке Ирине Головневой и скоро приобрела широкую известность. Ее включили в свой репертуар крупнейшие певцы страны, в том числе Зара Долуханова. Премьера «Немецкой тетради» состоялась 26 января 1962 года в Ленинградском Доме композиторов в рамках цикла «Творчество молодых композиторов».

Музыка

«Немецкая тетрадь» — произведение для пения и фортепиано, партия которого равноправна с вокальной. Она задает характер номера, определяет его форму, договаривает за певца. Шесть номеров цикла — менее всего романсы. Пожалуй, собственно романсом можно назвать лишь первый — «Осень». В других — черта драматической сценки, песни, развернутого монолога, баллады.

В №2, «Гонец», непрерывное бурное движение передает как бешеный ритм скачки, так и волнение героя. Мелодия устремлена вперед, бурное движение сменяется тяжелыми мрачными аккордами в кульминации («В канатной лавке раздобудь веревку для меня...»). Остро сатиричен №3, «Разговор в Падерборнской степи», где в фортепианной партии плясовые интонации расцвечены звукоподражаниями хрюканью свиней, визгу поросят. №4, «Милый друг мой» — песня с волыночным аккомпанементом. №5, «Добряк» — грузный, тяжеловесный лендлер, простонародный предшественник вальса. Единственный номер, начинающийся не фортепианным вступлением, а вокальным (соло без аккомпанемента) — последний, «Ганс и Грета». Скупая мелодия звучит поначалу одиноко, лишь в паузах вступает фортепиано с обрывками танцевальных мотивов.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Валерий Гаврилин

Год создания

1961

Дата премьеры

26.01.1962

Жанр

вокальные

Страна

СССР

просмотры: 4697
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть