Оперетта Оффенбаха «Помолвка при фонарях»

Le mariage aux lanternes

Оперетта Жака Оффенбаха в одном действии. Пьеса М. Карре и Л. Баттю.

Первое представление состоялось 10 октября 1857 года в Париже.

Содержание излагается по русскому переводу Б. Тимофеева.

Действующие лица:

Гильом, молодой крестьянин; Дениза, девушка-сирота, его воспитанница; Катрин и Фаншетта, крестьянки.

Действие происходит во Франции в 1830—40-е годы.

Жак Оффенбах / Jacques Offenbach

«Помолвка при фонарях», ранняя оперетта Оффенбаха, начала свою сценическую жизнь в 1857 году. Однако история ее создания началась в 1853 году, когда композитор написал свою вторую музыкально-сценическую пьесу — миниатюрную комическую оперу «Сокровище Матюрена». Композитор не имел тогда возможности поставить ее на сцене, и состоялось лишь концертное исполнение. После того как в 1855 году Оффенбах открыл собственный театр, он получил эту возможность.

Маленькие бульварные театры типа оффенбаховского «Буфф-Паризьен» имели право ставить пьесы, в которых принимало участие не более четырех действующих лиц. «Помолвка при фонарях» удовлетворяет этому условию. Однако композитор умело извлекает максимум выразительности и разнообразия из предоставленных ему средств. В оперетте семь вокальных номеров: терцет, разнохарактерные дуэты, квартеты. Музыка ее отличается изящной простотой, порою даже наивностью. Это тонкая стилизация патриархально-идиллической обстановки сохранившегося исстари крестьянского быта.

Первое действие

Сельская местность, крыльцо крестьянского дома, неподалеку от него — большое дерево. На скамье под ним грустит Дениза. Входит Гильом и сразу же дает ей уйму поручений. Их сцена «Что скажет дядя Ипполит» по существу монолог Гильома, сопровождаемый односложными репликами девушки. Дениза принимается за работу, а Гильом добродушно объясняет публике: он вовсе не строгий хозяин, но Дениза последнее время очень грустна и ведет с кем-то тайную переписку... А глупости из девичьей головы можно выбить только работой, усталостью. Молодой крестьянин не хочет признаться себе, что попросту ревнует.

Соседки Гильома Катрин и Фаншетта — молодые вдовы. Они очень дружны и делятся тайнами: каждая подозревает Гильома в неравнодушии к ней. Назревает ссора, но потом вдовушки решают, что сосед их недоcтоин, и переходят к воспоминаниям. Звучит их дуэт «Ах, как меня муженек мой любил». Появляется подвыпивший Гильом. Катрин и Фаншетта подшучивают над ним. Гильом признается, что хочет жениться и даже написал об этом дяде Ипполиту, от которого полностью зависит, но ответ что-то задерживается. В эту минуту вбегает Дениза с долгожданным письмом. В терцете Гильома и соседок «Итак, Гильом, что же в этом письме» выражается общее нетерпение и любопытство.

«Дарю я тебе ценный клад, — читает крестьянин. — Ты найдешь его ровно в полночь под большим деревом...» Гильом счастлив: ведь разбогатев, он сможет жениться! Вдовушки, вдохновленные новостью, наперебой ухаживают за ним. Гильом велит Денизе принести вино и стаканы. Весело звучит квартет «Если ты закончил работу». Совершенно опьянев, Гильом смачно целует обеих соседок и, напевая, уходит. Катрин и Фаншетта обвиняют друг друга в непозволительном кокетстве. Сварливый дуэт «Вот нахалка! Просто жалко ей ответить взглядом» переходит в драку.

Близится полночь. С письмом в руке из дома выходит Дениза. Дядя Ипполит написал и ей, притом очень загадочно: «Желаю тебе найти хорошего мужа. Когда пробьет полночь, будь на скамье под большим деревом...» Но ведь ей не нужен неизвестно кто. Она любит Гильома, а тот даже не смотрит на нее, увлеченный то ли Катрин, то ли Фаншеттой, то ли обеими сразу...

Колокол возвещает полночь. Дениза садится на скамью. С разных сторон появляются Гильом с фонарем и лопатой, Катрин и Фаншетта, тоже с фонарями. Звучит канонический квартет «Слышу звон старинной башни» — ясный, пасторальный, в духе музыки Моцарта. Гильом начинает копать, вдовы настороженно следят за ним. Усталая Дениза ничего не видит — она задремала. Неожиданно Гильом замечает ее. Он слышит, как во сне девушка называет его любимым. Счастливый Гильом подходит поближе и видит письмо в руке Денизы. Он читает его и понимает, что Дениза и есть тот клад, который предназначил ему дядюшка Ипполит. Девушка просыпается, и Гильом торжественно объявляет, что нашел клад. Вдовушки бросаются к нему с требованием своей доли: ведь клад нашелся на общей земле... Но Гильом смеется над ними: этим кладом нельзя делиться! И сообщает о своей помолвке. Радостным финалом «Всех зовем на нашу свадьбу» заканчивается спектакль.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Жак Оффенбах

Дата премьеры

10.10.1857

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

Франция

просмотры: 1134
добавлено: 04.08.2016



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть