Балет Григоровича «Иван Грозный»

Ivan the Terrible

Композитор
Дата премьеры
20.02.1975
Жанр
Страна
СССР
Балет «Иван Грозный» в Большом театре. Фото — Д. Юсупов / Большой театр

Балет в 2 актах (18 сценах) на музыку С. Прокофьева (в музыкальной редакции М. Чулаки), сценарист и балетмейстер Ю. Григорович, художник С. Вирсаладзе, дирижер А. Жюрайтис.

Премьера состоялась 20 февраля 1975 года в Большом театре.

1. Звонари торжественно возвещают о восшествии на престол молодого царя Ивана IV. Народ преисполнен надежд, что новый царь прекратит междоусобицы бояр, от которых на Руси одни беды и смуты.

Бояре недовольны избранием Ивана IV. Каждый из них считает себя не менее родовитым. Иван требует от бояр прекратить раздоры во имя единства Руси, ибо только в нем будущее государства. Бояре настороженно встречают тронную речь молодого царя.

Молодые боярышни собрались на смотрины. Иван IV должен выбрать себе жену, царицу российскую. Его взгляд останавливается на Анастасии. Бояре недовольны ее неродовитостью. Иван и Анастасия остаются одни. Он признается ей в любви, она, преодолев смущение, готова ответить на его чувство.

Князь Курбский — знатный боярин. Он готов поддержать дело царя, но в его душе живет любовь к Анастасии. Князь в отчаянии.

Тревожно звучит набат. Звонари сообщают о нашествии иноземцев. В битве Иван возглавляет русские войска, доблестно сражающиеся с врагом. В гуще боя и храбрый полководец Курбский. Смерть косит ряды сражающихся. Но уже вестники победы сулят врагам поражение, русские полки теснят иноземцев.

Анастасия ждет Ивана. Она тревожится за него, вспоминает дни, проведенные вместе. С победой возвращаются русские воины. Народ ликует, приветствуя победителей. Ивана встречает Анастасия, их любовь взаимна и безмятежна.

Страшная весть прокатилась по Руси — болен царь. В смятении царица, в тревожном ожидании народ. Бояре жаждут захватить власть. Ссоры между ними, каждый претендует на царство. И вот уже одному удается оттеснить остальных и взобраться на трон.

Грозен царь, неожиданно излечившийся от недуга. Он безжалостно душит боярина, осквернившего царский трон. Теперь не будет пощады изменникам-боярам.

Балет «Иван Грозный» в Большом театре. Фото — Д. Юсупов / Большой театр

2. Иван и Анастасия счастливы. Их любовь проникнута страстью и нежностью, исполнена высшей гармонии.

В боярский заговор вовлекают Курбского. В руках у бояр кубок с ядом.

Первой жертвой становится царица. В ужасе смотрит Курбский на смертельную агонию Анастасии. Бояре расползаются в страхе.

Звонари возвещают о смерти царицы, об измене боярской. Народ бунтует.

Иван оплакивает Анастасию. В его воображении возникает призрак любимой, как воспоминание об утерянном счастье.

Курбский, страшась царского гнева, терзаемый муками совести, бежит из России. Бояре, боясь мести царя, охвачены паникой.

В монашеских одеяниях появляются новые люди, которыми решил окружить себя царь. Опричникам поручает Иван чинить расправу над боярами. Иван Грозный самолично вершит суд.

Тяжелы думы Ивана. Потерявший любимую, окруженный врагами, он обрек себя на одиночество и внутреннюю пустоту. Преследуемый видениями он исступленно ищет выход из сплетенных историей противоречий.

Звонари возвещают: вечно быть государству российскому!

Балет «Иван Грозный» в Большом театре. Фото — Д. Юсупов / Большой театр

В основу балета была положена музыка Сергея Прокофьева к знаменитому кинофильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». В соответствии с велениями времени гениальный кинорежиссер пытался оправдать опричный террор государственной необходимостью. Как известно, Сталин запретил вторую серию фильма (превосходная первая серия относилась к раннему периоду царствования Ивана), увидев, что режиссеру это не удалось. Сам Прокофьев по разным причинам не смог, как он это делал с другими театральными сочинениями, трансформировать великолепную музыку к кинофильму в отдельное музыкальное произведение.

Позже дирижером Абрамом Стасевичем была создана оратория «Иван Грозный» с участием чтеца, произносящего цитаты из кинофильма. Это музыкальное произведение исполняется до сих пор, но становится все яснее, что текст (и его смысл) не украшает высокохудожественную музыку. По инициативе Юрия Григоровича композитор Михаил Чулаки создал для спектакля свою музыкальную композицию, использовав и другие сочинения Прокофьева. Сам хореограф так пояснял свой замысел: «Иван Грозный будет показан, с одной стороны, человеком, жарко и нежно любящим свою жену Анастасию, тяжко оплакивающим ее смерть, ненавидящим коварство и неверность приближенных бояр, и с другой стороны — царем, который „из всех бояр главный боярин", коварный и жестокий».

В большей части балета рассказывается о молодых годах Ивана IV. В спектакле отражены исторические факты: борьба с иноземным нашествием, взятие Казани, боярская оппозиция и возникновение опричнины. Несколько шаржированным боярам противопоставляется «народный глас» в образе звонарей. Пластически трансформируясь, они проходят через весь спектакль, начиная действие и эффектно, но несколько двусмысленно заканчивая его. В финале зритель видел вознесшегося над сценой царя, то ли подобно пауку, запутавшемуся в колокольных веревках, то ли самодержца, держащего в своих руках управление всей державой.

Танцевально привлекательны были многие массовые сцены первого акта, где господствовал классический танец, обогащенный национальными русскими элементами. Контрастом массовым сценам были дуэты Анастасии и Ивана: нежное знакомство на смотринах, радостная встреча победителя и открывающее второй акт упоение взаимным счастьем. Возможно самая запоминавшаяся и сильная сцена балета — «видение» царю призрака загубленной Анастасии, сознательно ассоциирующаяся с подобными классическими образцами. Дуэт «бестелесной», почти святой Анастасии и потрясенного горем Ивана был красив, трогателен и печален. Именно он по мысли постановщиков эмоционально и морально оправдывал возникновение опричнины.

Балет «Иван Грозный» в Большом театре. Фото — Д. Юсупов / Большой театр

Оппонент Григоровича Вадим Гаевский писал: «Иван олицетворяет собой подвиг верности и подвиг мести. На эти два подвига способен только он. Жалкий Курбский может лишь интриговать за спиной, еще более жалкие бояре могут подсыпать яд Анастасии — женщине-полуребенку. А царь умеет по-царски мстить. Но и для него это трудное испытание, более трудное, чем Казань, для него это Голгофа. Действительных или воображаемых отравителей Анастасии он мучит, пытает, казнит (казни тоже вершатся на глазах у зрителей), он травит бояр опричниками, как травят собаками зайцев и лисиц, но радости не знает. По временам кажется, что он сходит с ума. В балете убежденно доказывается, что страшная месть Ивана — именно подвиг, подвиг любви, такой же прекрасный, как панихида по погибшей Анастасии».

Как всегда в балетах Григоровича велика была роль сценографии Симона Вирсаладзе. Она не только позволяла легко переходить от одной сцены к другой благодаря медленному вращению трех огромных полукруглых апсид, не только создавала дух изображаемой эпохи, используя мотивы древнерусской живописи — она создавала атмосферу этого мрачноватого и порой жестокого спектакля. Соратниками хореографа стали и первые исполнители: Наталья Бессмертнова, чья неповторимая пластика напоминала редкую птицу, в своих развевающихся одеяниях ненадолго залетевшая в этот жестокий мир; Юрий Владимиров, чей Иван был могуч, экспрессивен до резкости и легко поддавался чувству мести, доводя его до безумных зверств. Более тонок был рисунок царя у Владимира Васильева, однако присущее ему обаяние еще в большей степени делало из Ивана почти безупречного героя.

Официальная критика была безоговорочно восторженна: «Какой поистине колоссальный путь должно было пройти наше балетное искусство, чтобы от аллегоричных картин и сказочных персонажей подойти к темам, требующим философского осмысления, глубокого психологизма» (А. Дашичева). Умение не связывать представленных на сцене исторических персонажей с их реальными прототипами еще долго не исчезнет из отечественной художественной практики. Разве тот факт, что Моцарт не был отравлен Сальери, а Борис Годунов не велел лишать жизни младенца Дмитрия, умоляет достоинства пушкинских шедевров?

Юрий Григорович никогда не искал легких путей в искусстве. Его балеты дают возможность не только насладиться их художественным богатством, но и задуматься над непростыми проблемами бытия. После ухода из Большого театра хореограф сделал редакции «Ивана Грозного» для Кремлевского балета, а позже и для краснодарского «Балета Юрия Григоровича».

А. Деген, И. Ступников

На фото: «Иван Грозный» в Большом театре. Фото — Д. Юсупов / Большой театр

На правах рекламы:
В классическом балете различают пять основных позиций ног и три позиции рук. Узнать, что такое основные позиции в балете, а также записаться на пробное занятие, вы можете на сайте московской школы танцев Экарте.

реклама

вам может быть интересно

Римский-Корсаков. «Из Гомера» Вокально-симфонические

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама