Опера Данькевича «Богдан Хмельницкий»

Опера К. Данькевича в 4 действиях (6 картинах), либретто В. Василевской и А. Корнейчука.
Премьера: Киев, 29 января 1951 г., под управлением В. Пирадова; новой редакции — Киев, 21 июня 1953 г.

Действующие лица:

  • Богдан Хмельницкий, гетман Украины, баритон
  • Посол Великой Руси, бас или баритон
  • Полковник Максим Кривонос, бас
  • Полковник Богун, тенор
  • Сотник Нива, бас
  • Варвара, его жена, меццо-сопрано
  • Сотник Журба, тенор
  • Соломия, его дочь, меццо-сопрано
  • Дьяк Таврило, бас
  • Кошевой Запорожской Сечи, баритон
  • Тур, старый казак, бас
  • Шайтан, старый запорожец, баритон
  • Кожух, казак, тенор
  • Ганжа, бас
  • Сотник, баритон
  • Первый беглец,, баритон или бас
  • Второй беглец, баритон
  • Гелена, жена Богдана Хмельницкого, сопрано
  • Лизогуб, главный войсковой писарь, тенор
  • Потоцкий, бас
  • Калиновский, тенор
  • Комендант, бас
  • Лентовский, тенор

Первое действие

Первая картина. Стонет Украина под чужеземным игом. Польские паны лютуют на порабощенной украинской земле. Силой сгоняют шляхтичи крепостных крестьян к околице села, близ замка магната Потоцкого. Здесь будут казнены воины Богдана Хмельницкого — сотники Нива и Журба. Мужественные сыны народа смело глядят смерти в лицо. Они верят — недалек час, когда праведная месть настигнет поработителей. Нива нежно прощается с женой Варварой, а Журба — с любимой дочкой Соломией. По приказу Потоцкого, комендант замка подает знак к началу казни. В страшных муках умирают народные герои, но их воля не сломлена. Перед смертью обращаются они к соотечественникам с пламенным призывом, — не жалея своих сил и жизней, бороться за освобождение родной Украины!

Вторая картина. В Запорожской Сечи полковник Богун готовит молодёжь к предстоящим битвам со шляхтой. Слышна песня. Это в Сечь пришли повстанцы с Украины, среди них и Варвара с Соломией. Повстанцев привел полковник Кривонос. Его рассказ о страданиях народа наполняет сердца запорожцев гневом. Казаки рвутся в бой со шляхтой, но нет приказа гетмана. Открыто, при всем народе, Кривонос обращается к Богдану Хмельницкому с вопросом — почему до сих пор запорожцы не выступают в поход? Недаром же,— прибавляет полковник,— уже поползли слушки о том, что гетман отложил на год восстание и послал гонцов к польскому королю. Хмельницкий отвечает, что гонцы отправлены не в Варшаву, а в белокаменную Москву. Они будут просить русских братьев помочь поднимающей восстание Украине. Бурным ликованием встречает эту весть Запорожская Сечь. Доносится новая песня— идут донские казаки. Дон прислал своих сынов на помощь братьям — запорожцам. Скоро,— радостно восклицает дьяк Таврило,— и великая Россия прийдет на помощь Украине! Полковник Богун передает дьяку приказ гетмана — отправиться вместе с кобзарями на Украину поднимать народ на борьбу со шляхтой. Кобзари выступают в путь. Призывно заиграли трубы. Запорожская Сечь грозно двинулась в поход против захватчиков.

Второе действие

Первая картина. В лагере Богдана Хмельницкого собрался военный совет. Недобрые вести дошли из Варшавы до гетмана. Верные люди сообщают, что воевода Вишневецкий во главе сильного войска спешит на выручку Потоцкого, осажденного в крепости. Богдан Хмельницкий предлагает штурмом овладеть крепостью — тогда дорога на Киев будет открыта. Все полковники поддерживают предложение гетмана, один лишь главный войсковой писарь Лизогуб возражает. Он лицемерно советует не топиться со штурмом, а стараться сберечь казачьи силы. Лизогуб — изменник. Главный писарь ненавидит Богдана и казацкую вольницу и давно уже втайне мечтает о гетманской булаве. Кривонос предлагает прибегнуть к хитрости. Пусть один из казаков сдастся полякам в плен. Его будут пытать, и он признается в том, что войска Вишневецкого якобы уже обложили казацкое войско. Потоцкий, поверив признанию пленника, откроет ворота крепости и устремится на соединение с силами Вишневецкого. Этим воспользуются казаки. Конники Богуна лихим ударом обрушатся на врага и на его плечах ворвутся в крепость.

Военный совет окончен. Возвращаются разведчики. Им удалось захватить шляхтянку. Ганжа вводит ее. Богдан Хмельницкий ошеломлен. В пленнице он узнает свою жену Гелену. Сурового наказания заслуживает Гелена, но Богдан прощает ее. Таков казацкий обычай — перед боем прощать ближним грехи. Варвара уводит Гелену к себе. Все расходятся.

Появляется Богун. Давно уже полюбил он красавицу Соломию, и юная воительница любит отважного Богуна. Перед боем молодые люди мечтают о грядущем счастье. Оно придет вместе со свободой родной страны.

Старый казак Тур вызывается отправиться во вражий стан. Самоотверженный патриот хочет ценой своей жизни помочь общенародному делу. Тяжело Богдану Хмельницкому согласиться с предложением Тура. Он знает — страшные пытки, мучительная смерть ожидают старика, но победа над врагом требует жертв. Богдан прощается со старым казаком, бесстрашно отправляющимся иа подвиг. Сердце гетмана наполняется гордостью — такой народ никогда, никому не сделать рабом!

Вторая картина. Невесело панам, собравшимся в замке Потоцкого. Крепость осаждена казаками. В уповании на божью милость Потоцкий и его приближенные склонили свои головы перед алтарем. Пан Калиновский предлагает выслушать недавно пойманного шпиона Хмельницкого. Из подземелья приводят измученного пытками, полуживого Тура. Умирая, он сообщает полякам о том, что пятидесятитысячная рать Вишневецкого обложила войско Хмельницкого. Паны обрадованы, они предвкушают близкую победу. Когда раздаются звуки труб, поляки решают, что Вишневецкий начал наступление. Но вместо войск воеводы в крепость стремительно врываются казаки. Бой окончен, шляхтичи наголову разбиты. Богдан Хмельницкий призывает народ к борьбе за освобождение Киева и всей украинской земли.

Третье действие

Предатель Лизогуб плетет сеть заговора против гетмана. Он передает Гелене медальон с ядом. По приказу иезуитов Гелена должна отравить мужа. Лизогуб решает убрать со своего пути Богуна, начинающего нащупывать нити заговора. Коварному злодею удается оклеветать Богуна, и суд казацкой старшины, собравшийся в киевской резиденции гетмана, приговаривает Богуна к смертной казни. В ужасе вбегает в дворцовый покой Соломия. Она не верит в измену Богуна и хочет разделить с любимым его печальную участь. Подавленный всем случившимся Кривонос уводит своего былого друга на казнь.

Тяжело на сердце у Богдана Хмельницкого. Как мог изменить Богун, человек, которому он так беззаветно верил? Гелена, как бы стараясь отвлечь мужа от мрачных мыслей, предлагает ему выпить вина. Тайком от Богдана она бросает в его кубок яд. Но черное дело не укрылось от глаз незаметно появившейся Варвары, и она спешит предупредить гетмана о грозящей ему беде. Богдан не хочет верить Варваре. Тогда она мгновенно осушает кубок, предназначенный Геленой гетману. Яд быстро начинает действовать. Убедившись в коварстве Гелены, Хмельницкий приказывает увести изменницу. Вскоре же после того, как Гелена и Лизогуб покидают дворцовый покой, раздается выстрел. Это Лизогуб, стремясь замести следы, пристрелил Гелену. Возвратившись, предатель объясняет гетману, что Гелена убита при попытке к бегству. Вбегает взволнованный Ганжа. Арестованный польский шпион — ксендз вынужден был на допросе разоблачить Лизотуба. Изменника арестовывают и уводят. Гетман приказывает немедленно приостановить казнь и освободить Богуна.

В скорбном молчании все склоняют головы над трупом Варвары — верной дочери народа, загубленной врагами Украины.

Четвертое действие

Залитая ярким солнечным светом площадь в Переяславе заполнена народом. Сегодня, 8 января 1654 года, должно произойти историческое событие — долгожданное воссоединение двух братских народов — русского и украинского. Под торжественный перезвон колоколов Богдан Хмельницкий, Богун, полковники встречают послов Москвы. Посол Великой Руси поздравляет народ Украины с освобождением и зачитывает грамоту Москвы. Богдан Хмельницкий передает Великой Руси земной поклон от Украины.

Ликует счастливый народ, торжественно возглашая:

Народам — братьям — слава!
Навечно вместе
Киев и Москва златоглавая!
Великому русскому народу — слава!


История создания

Опера «Богдан Хмельницкий» рассказывает о подлинных событиях освободительной войны украинского народа против польской шляхты. Это могучее движение, возглавленное Хмельницким и его славными соратниками — Богуном, Кривоносом и другими, завершилось осуществлением заветной мечты народа — воссоединением в 1654 году Украины с Россией. Величественный образ Богдана Хмельницкого неоднократно привлекал внимание художников прошлого. К нему обращались Т. Шевченко в поэзии, М. Старицкий в драме, М. Микешин в скульптуре. Немало дум, сказаний и песен посвятил Богдану народ. В советское время появились историческая драма А. Корнейчука «Богдан Хмельницкий» и кинофильм того же названия, роман Н. Рыбака «Переяславская Рада» и другие произведения.

К. Данькевич работал над своей оперой несколько лет. Первая редакция, законченная в 1951 году, вскоре подверглась значительным изменениям. В ее новой редакции, осуществленной к торжественной дате 300-летия воссоединения Украины с Россией, были заново написаны две картины — пролог и сцена взятия замка Потоцкого; появились новые персонажи — Нива и Журба, новые вокальные и симфонические эпизоды. В центре произведения встал образ Богдана Хмельницкого — талантливого полководца, выдающегося государственного деятеля, тонкого и умного политика. Впервые поставленная в новой редакции 21 июня 1953 года в Киеве, опера была тепло встречена слушателями и вошла в репертуар оперных театров страны.

Музыка

«Богдан Хмельницкий» — историческая музыкальная драма о героической борьбе украинского народа за свободу и независимость, претворяющая некоторые традиции «Ивана Сусанина» Глинки. Наряду с главным действующим лицом, гетманом Хмельницким, в центре произведения — образ народа. Он широко раскрывается в массовых хоровых сценах, проникнутых духом украинского эпоса. К числу достоинств оперы следует отнести национальную характерность музыкального языка, широкую распевность вокальных партий.

Первая картина (пролог) — экспозиция драмы. Суровой скорбью проникнут женский хор «Черный ворон в поле крячет», включающий характерные обороты народных плачей-причитаний. Гневный протест народа звучит в заключительном хоре «Ой, не ликуйте, вельможи-магнаты»; его маршеобразный, чеканный ритм, мужественная мелодика напоминают героические казацкие песни. Во второй картине колоритные жанровые сцены чередуются с драматически напряженными или лирически взволнованными. Раздольная мелодия хора «Разлеглись крутые бережочки» — подлинная старинная украинская песня. В суровой и мужественной арии Кривоноса «Тяжко, други» повествуется о горе, постигшем Украину. Драматизмом и экспрессией отмечен монолог Варвары «Душа стерпеть не в силах». Ария-монолог Богдана «Так… Да, правда» начинается сосредоточенным, сурово-сдержанным речитативом; постепенно оживляясь, она выливается в широкую вокальную кантилену. Близка к шуточным народным мелодиям застольная песня дьяка Гаврилы «Как засяду, братие, за чарой», передающая жизнерадостный, неустрашимый дух казачества. Хор донских казаков «Ой, рассизый голубочек» основан на подлинной мелодии русской песни.

В центре третьей картины — большая ария Богдана «Гляньте, люди», наиболее полно раскрывающая его образ; ария начинается в былинном, эпическом духе; возникающий затем ритм надменного и холодного полонеза рисует образ врага; следующий эпизод — мечты Богдана о светлом будущем украинского народа; ария завершается возвращением начальной мелодии, которая сливается со звучанием мужского хора, приобретая характер грозного шествия.

В четвертой картине (второе действие) конфликт приобретает наибольшую остроту. Здесь сопоставляются резко контрастные эпизоды. Проникновенному, лирически задушевному монологу Богдана «Ночь беззвездная», его взволнованным думам о судьбах своего народа противостоит сурово-мрачный монолог Лизогуба с гетманской булавой «Ты холодна, как смерть», раскрывающий честолюбивую хищную натуру предателя. Светлым чувством юношеской любви, страстным стремлением к жизни и счастью проникнут дуэт Богуна и Соломин «Как солнце миру».

В пятой картине происходит открытое столкновение противоборствующих сил. Хор «Гей, поглядите, добрые люди» — подлинная народная боевая песня-гимн. Воинственный хор «Гей да, хлопцы, по коням» также обладает характерной народнопесенной окраской.

В третьем действии наступает кульминационный момент драмы. Глубоким искренним раскаянием звучит ария Гелены «Мне жаль загубленных дней». Выразительна, полна высокого драматизма ария Кривоноса «Я в честность друга верил».

Последний, четвертый акт — мощный гимн единства русского и украинского народов; заключительный хор «Пришел желанный, счастливый день» насыщен мелодическими оборотами русской народной песни «Слава».

М. Друскин

реклама

вам может быть интересно

Шопен. Вальсы Фортепианные

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Константин Данькевич

Дата премьеры

29.01.1951

Жанр

оперы

Страна

СССР

просмотры: 9239
добавлено: 21.07.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть