Оперетта Кальмана «Графиня Марица»

Gräfin Mariza

Композитор
Дата премьеры
28.02.1924
Жанр
Страна
Венгрия
Оперетта Кальмана «Графиня Марица» / Gräfin Mariza

Оперетта Имре Кальмана в трёх действиях, четырёх картинах.
Либретто Ю. Браммера и А. Грюнвальда.

Первое исполнение состоялось 28 февраля 1924 года в Вене.

Содержание излагается по русскому тексту К. Грекова и Г. Ярона (стихи Д. Цензора).

Действующие лица:

графиня Марица Бекефи, молодая вдова (сопрано); Тассило Терек (в оригинале Тассило Эндреди Виттенберг), ее управляющий (тенор или баритон); Лиза, его сестра (сопрано); Коломан Зупан, молодой свиноторговец (тенор); Илька, подруга Марицы; цыганка Аза (сопрано); князь Мориц Драгомир Ортизаки (в оригинале Мориц Драгомир Популеску); Тчеко; Божена Терек (в оригинале Божена Гедденштейн), тетка Тассило; Пенижек, ее камердинер; гости Марицы, крестьяне, девушки, служанки в имении Марицы, цыгане.

Действие происходит в Венгрии в начале XX века.

«Графиня Марица» была создана в 1924 году. Верный своему принципу не только развлекать людей, но и трогать, волновать их, композитор вновь избирает сюжет, связанный с острым любовным конфликтом. Как и в «Сильве», конфликт этот обусловлен социальным неравенством героев.

По своей музыкальной и сценарной драматургии оперетта подчиняется канонам неовенского спектакля: любовная драма, обостряющаяся к финалу второго акта, в третьем акте получает неожиданную счастливую развязку. Основной паре сопутствует каскадная. Среди персонажей второго плана появляются комические старики и старухи. Героиня впервые появляется перед публикой с блестящей, так называемой «выходной» арией, в дальнейшем она участвует в ансамблях. Музыкальным «центром тяжести» оказываются большие финалы действий, в которых сольные эпизоды чередуются с ансамблевыми, непременное участие принимает хор, звучат ранее появлявшиеся мелодии, приобретающие значение лейтмотивов.

Первое действие

Сад перед замком в имении Марицы. Девушки поют и веселятся, появляется Тассило, бурно приветствуемый крестьянскими детьми. Носитель благородного имени, бывший студент университета, он вынужден служить управляющим, так как беден, а на руках у него юная сестра, которой он должен скопить на приданое. Пока служба не обременяет его: хозяйки он еще ни разу не видел, только отсылает ей регулярно доходы с имения, а крестьяне и слуги относятся к нему хорошо. Но идиллия кончается: с шумом является молодящийся донжуан, князь Мориц Драгомир Ортизаки, и объявляет, что вслед за ним едет графиня Марица, чтобы здесь, в своем имении, отпраздновать помолвку с Коломаном Зупаном. Нужно немедленно приготовить все к пышному празднеству. Тассило отдает необходимые приказания. Марица приближается. Сбежавшиеся цыгане приветствуют ее величаньем. Красавица-графиня отвечает на пение цыган выходной арией «Льются в рощах птичьи трели» в духе темпераментного чардаша. Тассило приветствует хозяйку замка, но она надменно отчитывает управляющего, и он, оскорбленный, уходит.

Марица вовсе не собирается замуж. Она выдумала себе жениха, вспомнив свиноторговца из «Цыганского барона», чтобы избавиться от назойливых поклонников. Она сообщает, что важные дела задержали барона и помолвка будет праздноваться без жениха. Но неожиданно докладывают о приезде Коломана Зупана из Варадзина. Оказывается, он существует! Прочитав в газете о собственной помолвке, он решил принять в ней участие. Звучит веселый дуэт Зупана и Марицы «Не смейтесь, Марица, я должен жениться» с припевом «Поедем в Варадзин, где всех свиней я господин». Графиня представляет гостям жениха, все уходят в замок. В саду один тоскующий Тассило. Полна нежного чувства его ария «В весенней тишине поет цыган вдали», переходящая в чардаш, который Тассило увлеченно танцует. Это видят Марица и гости, бурно приветствующие «номер».

Марица требует повторить его, но Тассило отказывается, и графиня объявляет, что он уволен.

Веселящиеся гости собираются ехать в город, в кабаре, чтобы кутить там до утра. Марицу останавливает цыганка. Она предсказывает графине счастье в любви. Задумчива ее песня «Над землею месяц один пройдет». Марица отказывается ехать. Она хочет на весь этот месяц остаться в деревне. Гости уезжают, а Марица удерживает Тассило, который также хочет откланяться, и просит у него прощения. Она повторяет рефрен его арии «Гей, цыган», Тассило присоединяется. Их увлеченным дуэтом заканчивается действие.

Второе действие

Первая картина. Парк имения Марицы. Сюда приходят случайные попутчики — Лиза, приехавшая к брату, и Зупан, направляющийся с визитом к невесте. Молодые люди понравились друг другу, и Зупан в двадцатый раз говорит Лизе, что если бы он не был влюблен в Марицу, то видел бы ее, Лизу, сегодня во сне. Звучит каскадный дуэт «Стоит мне заснуть — и вмиг». Тассило радостно встречает сестру. В дуэте «Подойди, здесь присядь» они вспоминают детство.

Вторая картина. Гостиная в доме Марицы. Прошел месяц ее уединения, приезжают гости. Они издеваются над Тассило. Чтобы облегчить душу, он пишет другу письмо. Он ни минуты не терпел бы того, что ему приходится выносить, но Лиза — единственный близкий ему человек. Ради ее приданого Тассило вынужден смириться. Он обрывает письмо на полуслове — вошла Марица. Между ними происходит любовное объяснение (дуэт «Мой нежный друг!»)

Ортизаки сообщает Марице, что видел ее управляющего в парке с хорошенькой девушкой, тут же он обнаруживает недописанное письмо, в котором речь идет о приданом... Не зная о том, что у Тассило есть сестра, Марица воспринимает это письмо как признание хладнокровного охотника за ее богатством. Финал акта — драматическая сцена с ее проникнутой горечью арией «Эй, Марица, будь спокойна, выдержи, Марица, боль!», веселым хором гостей, недоуменными репликами Тассило. Марица оскорбляет его и выгоняет. Вбегает Лича, бросается к брату, и они вдвоем уходят. Марица понимает свою ошибку.

Третье действие

На следующее утро в парке. Зупан делает Лизе предложение. Весел и беззаботен их дуэт «Парень девушку любил». Тассило является к Марице с отчетом по имению. Влюбленные мирятся. Две пары, нашедшие друг друга, заканчивают оперетту ансамблем «Часы бегут, но любовь не ждет».

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама