Опера Жиганова «Алтынчач»

Опера Назиба Жиганова в 4 действиях, 6 картинах; либретто Мусы Джалиля.
Первое представление состоялось 12 июля 1941 года в Казани.

Действующие лица:

  • Старая Тугзак, меццо-сопрано
  • Её сыновья: Янбулат, тенор, Шабай, бас
  • Джик-Мерген, внук Тугзак, тенор
  • Алтынчач, златокудрая девушка, сопрано
  • Каракаш, ее дед, бас
  • Хан, баритон
  • Урмай, приближенный хана, тенор
  • Танслу, подруга Алтынчач, сопрано

Первое действие

Тугзак, правительница одного из ханств булгарского племени, — мать девяти богатырей и бабушка девяноста внуков, — празднует рождение своего младшего внука, сына Янбулата Девятого. Когда сам Янбулат и его товарищи возвращаются с охоты, Тугзак сообщает им радостную весть и нарекает внука именем Джик-Мерген.

Неожиданно празднество прерывается тревожной вестью. Дозорный сообщает о нападении на мирный булгарский народ многочисленных полчищ монгольского хана. Правительница призывает народ к героическому сопротивлению. Но силы неравны. В бою погибает Янбулат. Тугзак мужественно воспринимает эту весть — правительница озабочена одним: сохранить свой род, спасти младшего внука. Она успевает усадить маленького Джик-Мергена вместе с его матерью в лодку и отправляет их в далекие края.

Грозный и жестокий хан празднует победу. Он издевается над побежденной правительницей, которая заботится о сохранении своего рода: в живых хан оставит ее одну, но лишь после того, как ей выколют глаза. Измученная, но не сломленная пытками, Тугзак предсказывает хану гибель от руки Джик-Мергена.

Второе действие

Первая картина. Двадцать лет стонет булгарский народ под игом жестокого монгольского хана. Но неспокоен хан. Его томят мрачные, хотя и неясные предчувствия. Их не может разогнать даже богатая охота. Приближенный хана Урмай советует своему повелителю развлечься с красивой девушкой. Он найдет такую, которая будет хану по душе.

В лесу, где остановились охотники, деревенские девушки собирают ягоды. Среди девушек красавица-Алтынчач, внучка местного старейшины Каракаша. Причесываясь у ручья, она рассказывает подругам, что, заблудившись в лесу, встретила красивого, но печального юношу. Взволнованная рассказом, Алтынчач не замечает, как роняет один свой золотой волос. Заслышав приближение ханской охоты, девушки разбегаются. Хан, подняв прекрасный золотой волос, загорается любовью к юной девушке и приказывает Урмаю разыскать и привести красавицу.

Вторая картина. Джик-Мерген, которому удалось спастись от беспощадной руки хана, превратился в красивого, могучего юношу. Он ничего не знает о своем происхождении, о своих родителях. Звери и птицы вскормили его. Дремучий лес стал его отчим домом.

Неожиданно перед юношей возникает светлое видение: прекрасная Алтынчач, спасаясь от преследований Урмая, прибежала в лесную чащу и просит защиты.

Джик-Мергену удается избавить девушку от назойливого ханского прислужника, и она доверчиво рассказывает юноше о себе, о своей жизни. Джик-Мерген провожает Алтынчач в деревню, где живет ее дед.

Жестокий хан разъярен. Узнав, что Урмаю не удалось взять в плен золотоволосую девушку, он грозит обезглавить своего приближенного. Но Урмай — единственный его слуга, знающий, как разыскать Алтынчач, и хану поневоле приходится смирить свой гнев.

Третье действие

Алтынчач и Джик-Мерген крепко полюбили друг друга. Выросшему в лесу юноше открыто немало чудесных тайн. Метким выстрелом из лука сбивает он три золотых пера с пролетающего в небе лебедя. Эти перья обладают волшебным свойством: если с человеком, который их добыл, случится беда, они теряют свой цвет, тускнеют. И тогда, взмахнув ими, можно вызвать на помощь могущественного «лебедя-сердеш» — птицу-друга. В знак нерушимой своей любви Джик-Мерген дарит Алтынчач перья и рассказывает об их чудесных свойствах.

Дед девушки Каракаш — старейшина разгромленной ханом деревни — глубоко заинтересовался Джик-Мергеном. По некоторым ответам юноши на его вопросы, Каракаш убеждается, что перед ним — младший внук правительницы Тугзак, тот, кто, по пророчеству бабушки, должен избавить свой народ от бесчеловечных завоевателей. Жива и сама Тугзак, слепая, искалеченная, но преисполненная страстной ненависти к врагам своего народа. Она не знала, жив ли ее младший внук, но теперь, с радостью убедившись, что ему удалось уйти от смертоносных стрел хана, старая Тугзак без колебаний благословляет Джик-Мергена на опасный подвиг. Решив выступить против врагов, юноша посылает в ханский лагерь стрелу — знак вызова на бой. У Джик-Мергена много соратников — его соотечественники вооружаются, чтобы в нужную минуту вместе с храбрым юношей броситься на врагов.

Четвертое действие

Первая картина. По-прежнему угрюм хан в своем роскошном шатре. Тяжелые предчувствия продолжают томить его. Все мрачно кругом. Страна разорена и пустынна, девушки-невольницы горько оплакивают свою печальную долю. Неожиданно хан радостно оживляется. Урмай приводит к нему долгожданную Алтынчач. Он, наконец, похитил золотоволосую девушку. Но Алтынчач горда и недоступна. Она отвергает любовь могущественного хана и его драгоценные подарки. Хан взбешен. Он готов жестоко расправиться с отважной девушкой, но в эту минуту приходит дерзкий вызов Джик-Мергена. Хан сам отправляется в поход во главе своего войска.

Алтынчач бросает взгляд на волшебные перья — они теряют чудесный золотой цвет, начинают темнеть. Девушка понимает, что любимому грозит смертельная опасность. Взмахнув перьями, она вызывает «лебедя-сердеша». У Алтынчач вырастают могучие крылья. Вместе с верным другом-птицей она устремляется на помощь Джик-Мергену.

Вторая картина. На крутом и безлюдном берегу Джик-Мерген ожидает поединка с врагом. Появляется вражеское войско во главе с ханом и Урмаем. Хан потрясен известием, что противник — внук ослепленной им Тугзак. Ведь бывшая правительница булгарского ханства предсказала ему гибель от руки своего младшего внука. Коварный хан решает всем войском окружить и уничтожить опасного врага.

Джик-Мерген подает условный знак своим соотечественникам. Кроме того, взмахнув лебедиными крыльями, он взывает к помощи дружественных сил природы. Величественная стая золотых лебедей во главе с Алтынчач бросается на полчища хана, ослепляя его воинов невиданным блеском крыльев. Войско хана охвачено паникой. Отряды Каракаша, поспешившие на зов Джик-Мергена, уничтожают врагов. Бессердечный хан пленен. Чужеземное иго пало.

Звучит торжественный гимн в честь отважных Джик-Мергена и Алтынчач, вернувших свободу родному народу.


АЛТЫНЧАЧ / Алтынчеч / Золотоволосая — опера Н. Жиганова в 3 д. (5 к.) с прологом, либретто М. Джалиля на основе татарских народных легенд. Премьера: Казань, 24 июня 1941 г., под управлением Д. Садрижиганова. В новой редакции опера была поставлена в 1944 г. в Казани, в 1946-м — в Уфе, в 1948-м — в Алма-Ате. Заново осуществленный в 1956 г. спектакль был показан в Москве на декаде татарского искусства в 1957 г. Премьера на русском языке (под названием «Золотоволосая»): Казань, 30 ноября 1959 г.

Создание и постановка героической оперы Жиганова — выдающееся событие в культурной жизни татарского народа. Автор текста М. Джалиль, поэт и воин, замученный гитлеровцами, явивший великий пример доблести и мужества, создал на основе татарской народной легенды «Джик-Мерген», сказки «Алтынчач» и других сказок произведение высоко патриотическое. Эпические образы наполнились новым идейным содержанием.

Действие оперы развертывается в XIII в., во время нашествия монгольских орд на Приволжскую и Прикамскую Булгарию. Мудрая старая Тугзак спасает от монгольского хана своего внука Джик-Мергена, которому, как она чувствует, в будущем предстоит стать освободителем родного народа. Но сама она попадает в руки хана, который велит подвергнуть ее пыткам и ослепить. Тугзак предвещает извергу гибель.

Несмотря на двадцатилетнее владычество, хану не удалось сломить булгар. В глухом лесу вырос и возмужал ставший храбрым воином Джик-Мерген. Он встретил прекрасную Алтынчач (золотоволосую девушку) и спас ее от преследования ханских прислужников. Джик-Мерген дарит девушке волшебные лебединые перья: взмахнув ими, можно вызвать на помощь «птицу-друга», которая выручит из беды. Тем временем Тугзак нашла Джик-Мергена и открыла ему тайну его происхождения. Молодой богатырь вызывает хана на поединок. Алтынчач, попавшая в ханский плен, узнает, что ее любимому грозит беда, взмахивает волшебными перьями и вместе с «птицей-другом» спешит к нему на помощь. Природа встает на защиту героя. Златокрылые лебеди ослепляют монгольские полчища. Джик-Мерген и его воины разбивают врагов, захватывают хана в плен. Родная земля свободна.

«Алтынчач» — одно из лучших произведений Жиганова. Сохраняя верность духу народного песнетворчества, композитор опирался на традиции музыкальной классики, прежде всего Римского-Корсакова. И в принципах музыкальной драматургии, в целомудренной чистоте образов Алтынчач, мужестве Джик-Мергена много общего с героями сказочных опер великого русского композитора. Превосходное владение средствами оперной выразительности, симфонизм, богатство и разнообразие вокальных форм, яркий мелодизм определили значение этого талантливого сочинения в истории отечественного музыкального театра.

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

Онеггер. «Пасифик 231» Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Композитор

Назиб Жиганов

Дата премьеры

24.06.1941

Жанр

оперы

Страна

СССР

просмотры: 13263
добавлено: 21.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть