Балет Эйфмана «Безумный день»

The Mad Day

Борис Яковлевич Эйфман / Boris Eifman

Одноактный балет-буфф на музыку Дж. Россини в транскрипции Тимура Когана.

Сценарист (по мотивам комедии П. Бомарше) и балетмейстер Борис Эйфман, художники Б. Коротеев и Л. Луконина.

Премьера состоялась 26 января 1982 года в Ленинградском ансамбле балета.

Камердинер графа Альмавивы — Фигаро готовится к свадьбе с прелестной Сюзанной — камеристкой Графини Розины. Сюзанна приглянулась и графу. Пользуясь привилегиями господина, он хочет расстроить свадьбу. Невольной союзницей графа становится ключница Марцелина, мечтающая сделать Фигаро своим мужем. Предприимчивый Фигаро пытается избавиться от соперника, вызвав ревность графа к своей жене. Сделать это нетрудно, поскольку шаловливый паж Керубино пылает страстью к графине. Уязвленный Альмавива расправляется с пажом и с прежним рвением продолжает «охоту» за Сюзанной. В решающую минуту и закон оказывается на стороне власть имущего. И все же, пройдя через цепь коварных интриг и забавных недоразумений, влюбленные женятся. Правда, не без помощи Графини. Ее женская мудрость помогает Сюзанне и Фигаро достичь желанной цели, а самой графине — вернуть легкомысленного мужа.

Известный сюжет комедии Бомарше разыгрывался озорно и весело, порой не без солоноватого привкуса. Изысканно усталый от излишеств жизни граф Альмавива (Валерий Михайловский) и его находчивый слуга Фигаро (Сергей Фокин), наивно мечтательная Графиня (Валентина Морозова) и сексапильно привлекательная Сюзанна (Валентина Ганибалова), порхающий как мотылек юный паж Керубино (Кирилл Матвеев) и грубоватая «матереалистка» Марцелина (Василий Махрин) — все они соревновались в непрерывной борьбе умов, тел и характеров, борьбе, полной неожиданных поворотов и непредвиденных ситуаций. Исследователь творчества Бориса Эйфмана Юлия Чурко отмечала: «Спектакль был буквально начинен пластическими каламбурами, комически реализованными метафорами: пойманного Керубино несли на палках, словно охотничью добычу, предназначенную к поджариванию на вертеле; судья „взвешивал" вину Фигаро на живых весах, а граф затем „перевешивал" ее; влюбленный паж лизал ноги Графини, словно собака, а легкомысленный волокита граф подкрадывался к Сюзанне, как кот к мыши. Во многих сценах угадывались ироничные парафразы из старых классических балетов: Фигаро клялся в любви, поднимая руку вверх со сложенными пальцами; графиня в горе по-балетному манерно заламывала руки; дуэт Фигаро и Сюзанны комично имитировал танец тореадоров из „Дон Кихота". Балет заканчивался озорной виньеткой в стиле „галантного века"... Балет „Безумный день, или Женитьба Фигаро" стал одним из самых пластически остроумных комедий на отечественной, а может, и мировой сцене». Балет был экранизирован на телевидении в 1984 году.

Несколько позже Эйфман и Коган, развивая успех своего первенца, создали балет-буфф в 2 актах на музыку Россини (в свободной обработке Т. Когана). Сценарий Эйфмана был сочинен по мотивам двух комедий Бомарше — «Севильского цирюльника» (первый акт) и «Свадьбы Фигаро» (второй акт). Спектакль «Интриги любви» был поставлен Борисом Эйфманом сначала в труппе «Балет Монте-Карло», а в 1986 году и в своей труппе.

Одновременно в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко хореограф Дмитрий Брянцев на ту же музыку Россини в транскрипции Т. Когана показал свой одноактный балет «Браво, Фигаро!». Хореография была оригинальной, хотя сюжет спектакля был очень близок к ленинградскому спектаклю Г. Замуэля. Балет был экранизирован в телеобъединении «Экран» в 1987 году.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Штраус. «Дон Жуан» Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата премьеры

26.01.1982

Жанр

балеты

Страна

СССР

просмотры: 2229
добавлено: 18.09.2016



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть