Ференц Лист. «Мефисто-вальс»

Mephisto Waltz No. 1, S.514

Ференц Лист / Franz Liszt

Воплощение саркастических, злых образов привлекло внимание Ференца Листа: около 1860 года он написал для оркестра «Два эпизода из „Фауста" Ленау — «Ночное шествие» и «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс»), Через двадцать лет он создал «Второй Мефисто-вальс» (для оркестра) и незадолго до смерти «Третий Мефисто-вальс» и «Мефисто-польку» (для фортепиано).

Первый «Мефисто-вальс» приобрел широчайшую популярность в авторской транскрипции для фортепиано. Это ярко реалистичная, программная по замыслу жанровая картина, в которую вплетаются также иные, фантастические мотивы.

(В программе, предпосланной этому произведению, соединены два стихотворных отрывка. Сначала идет диалог между Мефистофелем и Фаустом у окна деревенского кабачка, где происходит веселая свадебная пирушка. Фауст очарован крестьянской девушкой. Мефистофель берет скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой красавицу. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу, где сладострастно шепчутся деревья и поет соловей...)

Деревенские музыканты настраивают свои инструменты (дважды повторяется вступительный раздел, где благодаря наложению «пустых» квинт создаются терпкие гармонические сочетания). Новый раздел — грубоватый топорный танец, с «топчущейся» мелодией и неизменно повторяющимся сопровождением. Танец становится все более стремительным, звучание — мощным. Но прекращается деревенская пляска, и слышатся совсем иные звуки — вкрадчивые, влекущие, завораживающие: это Мефистофель играет на дьявольской скрипке. Странная, угловатая мелодия, с подчеркнутыми тритонами, неустойчивые, хроматизированные гармонии, обилие модуляций — все контрастирует с незатейливым деревенским вальсом. Неожиданно мелодия Мефистофеля обрывается, и возникает третья тема — легкая, воздушная, стремительная, напоминающая некоторые «фантастические» этюды Листа; она дважды прерывает развитие певучей темы, которая затем звучит еще более страстно и маняще.

Вновь повторяется простой деревенский вальс. Однако теперь в его спокойное течение вплетается сатанинский напев, и вальс приобретает возбужденный, беспокойный характер. Движение становится все безудержней. В последний раз слышится завораживающая мелодия Мефистофеля, сметаемая бешеной пляской.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Ференц Лист

Год создания

1860

Жанр

фортепианные

Страна

Венгрия

просмотры: 2085
добавлено: 18.08.2016



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть