Опера Тулебаева «Биржан и Сара»

Опера Мукана Тулебаева в 4 действиях; либретто на основе одноименного казахского либретто X. Жумалиева написано С. Болотиным и Т. Сикорской.
Премьера: Алма-Ата, 7 ноября 1946 г., под управлением Г. Столярова.
Опера была показана в Москве 6 декабря 1958 г. на декаде казахского искусства.

Действующие лица:

  • Биржан, народный поэт и певец, тенор
  • Мать Биржана, меццо-сопрано
  • Отец Биржана, баритон
  • Естай, друг Биржана, тенор
  • Девушка Алтынай, сопрано
  • Сара, народная певица, сопрано
  • Жиенкул, бай, баритон
  • Жамбота, местный правитель, баритон
  • Серик, телохранитель Жамботы, тенор

Первое действие

Ярмарочное гулянье в казахском селении Куянды. Традиционные народные увеселения — борьба силачей, игра в кости, качели. Радостную весть приносит крестьянам юноша Естай: приближается его друг, всеобщий любимец, народный певец и поэт Биржан. Больше всех взволнована этим сообщением девушка Алтынай, влюбленная в молодого певца. Она пытается узнать у Естая, вспоминал ли о ней Биржан в дни своих странствий. Естай пробует отшутиться и не ответить прямо на вопрос. Но девушке все же удается выведать, что мыслями Биржана завладела прекрасная Сара — вдохновенная народная певица. Она также должна прибыть на празднество — собравшиеся будут свидетелями творческого состязания Биржана и Сары, двух прославленных мастеров народного пения. Издалека звучит песня Биржана, прославляющего родной край. Радостно приветствует народ своего любимца. Но праздник омрачается появлением бая Жиенкула, всевластного богача. Его сопровождают большая свита, стражники и слуги. Среди них и подлый, льстивый Серик, телохранитель царского сатрапа, местного правителя Жамботы. Да и сам правитель не замедлил явиться на гуляние. Появление прекрасной Сары не ускользает от взора Жиенкула, пораженного ее красотой. Мысли Сары устремлены к одному лишь Биржану, а молодой певец думает только о любимой Саре. Приветствуя друг друга, народные певцы заводят спор о том, какая песня лучше. Сара прославляет песни радости и веселья, Биржан — песни гнева и борьбы. Соревнование певцов прерывается приказом бая привести к нему Сару — она будет четвертой женой Жиенкула. Девушка решительно отказывается повиноваться. Биржан обращается к баю и правителю Жамботе с резкой обличительной речью, а на угрозы правителя отвечает остроумной песней, высмеивающей Жамботу. Правитель приказывает стражникам схватить Биржана, но народ защищает любимого певца и вынуждает Жамботу и его приближенных удалиться с ярмарки.

Второе действие

Биржан, сидя у своей юрты, раскинутой на берегу озера, воспевает в страстной песне возлюбленную Сару. Старая мать Биржана не спокойна за сына. Еще больше встревожен его трусливый, забитый нуждой отец, которого муллы предостерегают от опасности столкновения с властями. Но Биржана не страшат богатеи и царские прислужники. Певец не одинок, за него народ. Биржан охотно рассказывает друзьям о своих дальних странствиях, о встречах с замечательным поэтом и борцом за свободу Абаем, он поет им чудесные песни Абая. Среди молодежи, пришедшей повидаться с Биржаном, — и его возлюбленная Сара. Здесь же и ее соперница — Алтынай. С трудом удается верному другу певца Естаю отвлечь ревнивую девушку. Оставшись на короткое время одни, Биржан и Сара клянутся друг другу в вечной любви и верности. Но опасность уже подстерегает влюбленных. Жамбота и его стражники силой вырывают у Биржана Сару и уводят в дом Жиенкула.

Третье действие

Богато и пышно празднует свою свадьбу бай Жиенкул. Песни, пляски, игры. Естай, чтобы помочь своему другу Биржану и спасти несчастную Сару, решает напугать бая и его гостей. Юноша рассказывает, что Биржан от горя лишился рассудка — безумец опаснее дикого зверя. Новость эта, как и ожидал Естай, быстро распространяется и достигает ушей бая. Праздник, однако, продолжается, не смолкают веселые песни, гости танцуют, провозглашают тосты. В торжественный момент выхода жениха — Жиенкула — гости в страхе разбегаются, пораженные появлением Биржана. В ужасе скрывается и сам жених. Оставшись наедине с Сарой, Биржан предлагает бежать в далекие края, где им помогут русские друзья. Но движимая слепой ревностью Алтынай приводит стражников, чтобы разлучить Биржана и Сару. Отважный певец преисполнен решимости защищаться — перед его кинжалом отступают враги. Однако хитрый Серик, подкравшись сзади, набрасывает на юношу петлю аркана. Биржан заточен в тюрьму.

Четвертое действие

Охраняющий вход в тюрьму, где томится несчастный Биржан, часовой Серик уснул. Тихо подкралась к нему Сара, бесшумно вынула из его кармана ключи и вошла в темницу к скованному Биржану. Свидание с любимой окрыляет Биржана. Но не дремлет коварная Алтынай. Она приводит к темнице Жиенкула. Он будит Серика и велит сзывать народ на суд над неверной женой. Саре угрожает смертная казнь. Алтынай ликует: теперь Биржан достанется ей. Суд свершается с молниеносной быстротой — Жиенкулу не терпится, он жаждет мести. Но не успевают муллы произнести последние слова приговора, как вооруженные крестьяне, собранные храбрым Естаем, освобождают Сару и Биржана. Тогда Алтынай, приблизившись к Саре, неожиданно вонзает ей кинжал в сердце. Со словами любви к Биржану Сара умирает. Убитый горем певец склоняется над любимой.

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Фортепианный квинтет фа минор Камерные и инструментальные

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Мукан Тулебаев

Дата премьеры

07.11.1946

Жанр

оперы

Страна

СССР

просмотры: 10975
добавлено: 21.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть