Арнольд Эвадьевич Маргулян

Маргулян, Арнольд

Советский дирижёр, народный артист Украинской ССР (1932), народный артист РСФСР (1944), Сталинская премия (1946). В плеяде музыкантов, стоявших у истоков советского дирижерского искусства, Маргуляну принадлежит видное и почетное место. Он начал работать еще в дореволюционные годы, не получив консерваторского образования, но пройдя отличную практическую школу. Играя в оркестре Одесского оперного театра на скрипке, Маргулян многому научился у опытного дирижера И. Прибика, а позже, в Петербурге, работал под руководством В. Сука.

В 1902 году состоялся дирижерский дебют Маргуляна, и сразу же началась его интенсивная артистическая деятельность. Петербург, Киев, Харьков, Одесса, Тифлис, Рига, города Сибири и Дальнего Востока — где только не работал артист! Маргуляну довелось, сначала как оркестранту, а потом как дирижеру, часто сотрудничать с выдающимися мастерами русского театра — Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, Н. Ермоленко-Южиной, Н. и М. Фигнер, В. Лосским... Эта совместная работа обогатила его бесценным опытом, позволила глубже проникнуть в мир образов отечественной оперной классики. Лучшие традиции интерпретации «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы», «Бориса Годунова», «Хованщины», «Князя Игоря», «Пиковой дамы», «Садко», «Царской невесты», «Снегурочки» получили в лице Маргуляна страстного приверженца и продолжателя.

Талант артиста в полной мере раскрылся в годы Советской власти. Несколько лет Маргулян возглавлял оперный театр в Харькове, поставив, наряду с классическими произведениями, ряд опер советских авторов — «Тихий Дон» и «Поднятую целину» Дзержинского, «Трильби» Юрасовского, «Разлом» Фемилиди, «Золотой обруч» Лятошинского... Но особенно яркий след оставила его деятельность на Урале — сначала в Перми, а затем в Свердловске, где Маргулян с 1937 года до конца своих дней был художественным руководителем оперного театра. Он сумел добиться резкого подъема художественного уровня труппы, обогатил репертуар многими яркими спектаклями; одна из лучших его работ - постановка «Отелло» Верди была удостоена Государственной премии. Дирижер познакомил свердловчан с операми «Броненосец «Потемкин» Чишко, «Суворов» Василенко, «Емельян Пугачев» Коваля.

Дирижерский почерк Маргуляна привлекал безупречным мастерством, уверенностью, стройностью интерпретаторских замыслов, эмоциональной силой. «Его искусство,— писал в журнале «Советская музыка». А. Преображенский,— было отмечено широтой кругозора, умением выявить психологически верную трактовку сценического и музыкального образа, сохранить в неприкосновенности авторский замысел. Он умел создать полное равновесие между звучанием оркестра, вокалистами и сценическим действием». Не меньшим успехом пользовались и сравнительно редкие концертные выступления артиста. Обладая замечательным тактом, эрудицией и педагогическим талантом, Маргулян и в оперных театрах и в Уральской консерватории, профессором которой был с 1942 года, воспитал немало известных впоследствии вокалистов. Под его руководством начинали свой путь И. Паторжинский, М. Литвиненко-Вольгемут, 3. Гайдай, М. Гришко, П. Златогорова и другие певцы.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Шарль Лекок Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

1879

Дата смерти

1950

Профессия

дирижёр

Страна

СССР

просмотры: 3372
добавлено: 03.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть