Арнольд Эвадьевич Маргулян

Маргулян, Арнольд

Советский дирижёр, народный артист Украинской ССР (1932), народный артист РСФСР (1944), Сталинская премия (1946). В плеяде музыкантов, стоявших у истоков советского дирижерского искусства, Маргуляну принадлежит видное и почетное место. Он начал работать еще в дореволюционные годы, не получив консерваторского образования, но пройдя отличную практическую школу. Играя в оркестре Одесского оперного театра на скрипке, Маргулян многому научился у опытного дирижера И. Прибика, а позже, в Петербурге, работал под руководством В. Сука.

В 1902 году состоялся дирижерский дебют Маргуляна, и сразу же началась его интенсивная артистическая деятельность. Петербург, Киев, Харьков, Одесса, Тифлис, Рига, города Сибири и Дальнего Востока — где только не работал артист! Маргуляну довелось, сначала как оркестранту, а потом как дирижеру, часто сотрудничать с выдающимися мастерами русского театра — Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, Н. Ермоленко-Южиной, Н. и М. Фигнер, В. Лосским... Эта совместная работа обогатила его бесценным опытом, позволила глубже проникнуть в мир образов отечественной оперной классики. Лучшие традиции интерпретации «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы», «Бориса Годунова», «Хованщины», «Князя Игоря», «Пиковой дамы», «Садко», «Царской невесты», «Снегурочки» получили в лице Маргуляна страстного приверженца и продолжателя.

Талант артиста в полной мере раскрылся в годы Советской власти. Несколько лет Маргулян возглавлял оперный театр в Харькове, поставив, наряду с классическими произведениями, ряд опер советских авторов — «Тихий Дон» и «Поднятую целину» Дзержинского, «Трильби» Юрасовского, «Разлом» Фемилиди, «Золотой обруч» Лятошинского... Но особенно яркий след оставила его деятельность на Урале — сначала в Перми, а затем в Свердловске, где Маргулян с 1937 года до конца своих дней был художественным руководителем оперного театра. Он сумел добиться резкого подъема художественного уровня труппы, обогатил репертуар многими яркими спектаклями; одна из лучших его работ - постановка «Отелло» Верди была удостоена Государственной премии. Дирижер познакомил свердловчан с операми «Броненосец «Потемкин» Чишко, «Суворов» Василенко, «Емельян Пугачев» Коваля.

Дирижерский почерк Маргуляна привлекал безупречным мастерством, уверенностью, стройностью интерпретаторских замыслов, эмоциональной силой. «Его искусство,— писал в журнале «Советская музыка». А. Преображенский,— было отмечено широтой кругозора, умением выявить психологически верную трактовку сценического и музыкального образа, сохранить в неприкосновенности авторский замысел. Он умел создать полное равновесие между звучанием оркестра, вокалистами и сценическим действием». Не меньшим успехом пользовались и сравнительно редкие концертные выступления артиста. Обладая замечательным тактом, эрудицией и педагогическим талантом, Маргулян и в оперных театрах и в Уральской консерватории, профессором которой был с 1942 года, воспитал немало известных впоследствии вокалистов. Под его руководством начинали свой путь И. Паторжинский, М. Литвиненко-Вольгемут, 3. Гайдай, М. Гришко, П. Златогорова и другие певцы.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

1879

Дата смерти

1950

Профессия

дирижёр

Страна

СССР

просмотры: 3241
добавлено: 03.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть