Давид Фёдорович Ойстрах

David Oistrakh

Давид Фёдорович Ойстрах / David Oistrakh

Народный артист СССР (1953). С 5 лет обучался игре на скрипке у П. С. Столярского, по классу которого окончил в 1926 Одесский музыкально-драматический институт. В 1926-28 солист Одесского Посредрабиса. С 1928 жил в Москве, в 1932-34 и с 1941 солист Московской филармонии. С 1935 выступал постоянно в сонатном ансамбле с Л. Н. Обориным, в фортепианном трио с Обориным, С. Н. Кнушевицким. С 1934 доцент, с 1939 профессор, с 1950 заведующий кафедрой скрипки Московской консерватории. Лауреат Всеукраинского конкурса скрипачей в Харькове (1-я пр., 1930), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1-я пр., 1935), Международных конкурсов скрипачей им. Г. Венявского в Варшаве (2-я пр., 1935), им. Э. Изаи в Брюсселе (1-я пр., 1937).

Победа на конкурсе им. Э. Изаи положила начало широкому признанию Ойстраха как крупнейшего современного художника, разносторонняя творческая деятельность которого способствовала утверждению мирового значения отечественного музыкального искусства. С именем Ойстраха связан расцвет отечественной скрипичной школы; своим мастерством он оказал влияние на творчество советских композиторов в жанрах концертной скрипичной музыки.

Отличительные черты исполнительского искусства Ойстраха - пластичность, классическая ясность и точность выражения. Его игра отличалась феноменальной лёгкостью техники, кристальной чистотой интонации, изяществом, своеобразным сочетанием глубокого лиризма, простоты и задушевности с мужественным, волевым началом. Репертуар Ойстраха охватывал скрипичную литературу от И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и Р. Шумана до Б. Бартока, П. Хиндемита, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Ойстрах неустанно пропагандировал творчество советских композиторов. Был первым исполнителем посвященных ему скрипичных концертов Н. Я. Мясковского, А. И. Хачатуряна, Н. П. Ракова, концерта и сонаты Шостаковича, 1-й сонаты для скрипки и фортепиано Прокофьева и др. С 1961 Ойстрах активно выступал в качестве дирижёра, завоевав в этой области имя выдающегося мастера.

Как педагог создал одну из значительных советских скрипичных школ, воспитал плеяду талантливых скрипачей, победителей международных конкурсов. Среди них — Л. А. Исакадзе, В. А. Климов, Г. М. Кремер, О. В. Крыса, И. Д. Ойстрах, О. М. Пархоменко, В. А. Пикайзен, М. Секлер, С. И. Снитковский, Ж. Е. Тер-Мергерян, Р. Д. Файн. В его классе совершенствовали своё мастерство: М. Берил-Кимбер (Австралия), Б. Лечев (Болгария), И. Войку и Ш. Георгиу (Румыния), А. Эрдуран (Турция), М. Буссико и Д. Артюр (Франция), А. Бравничар (Югославия) и др.

Осуществил редакции ряда скрипичных произведений, в т.ч. скрипичного концерта П. И. Чайковского (со вступительной статьей и методическими комментариями, совместно с К. Г. Мострасом, 1947); автор транскрипции «Вальса» Шуберта для скрипки и фп., каденций к 1-й части концерта Хачатуряна, к концерту G-dur Моцарта, переработки для скрипки и фп. флейтовой сонаты Прокофьева (в сотрудничестве с композитором), получившей в этом варианте мировую популярность, мн. статей, в т.ч. автобиографич. записок «Мой путь» («СМ», 1958, No 9).

Государственная премия СССР (1943), Ленинская премия (1960). Почётный член Королевской академии музыки в Лондоне (1959), Американской академии наук и искусств в Бостоне (1961), почётный академик Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме (1961), член-корреспондент Немецкой академии искусств в Берлине (1961), почётный доктор музыки Кембриджского университета (1969). Гастролировал во многих странах мира.


Уже став знаменитым скрипачом, Ойстрах говорил в 1938 году: «Я мечтаю быть дирижером... О, вот это настоящая музыка во всей ее силе»...

Прошло очень много лет, прежде чем он осуществил свою мечту. В 1961 году прославленный артист впервые встал за дирижерский пульт в Свердловске: оркестр под его управлением аккомпанировал Игорю Ойстраху в концертах Баха (ми мажор), Бетховена и Брамса. А в начале 1962 года отец и сын Ойстрахи выступили с этой программой в Большом зале Московской консерватории.

С тех пор концерты Ойстраха-дирижера стали примечательлыми событиями в художественной жизни страны. В каждом сезоне выдающийся музыкант выступает с новыми программами, в которые входят и классика и произведения современных авторов. Композитор Вл. Власов пишет: «Большая музыка, серьезность и глубина трактовки, значительность интерпретации — вот что характеризует Д. Ойстраха как исполнителя симфонической музыки. И скрипачу, и дирижеру — ему чужда всякая театральность, поза, какие-либо внешние «излишества». Он обладает великолепным спокойствием, столь необходимым для управления коллективом, составленным из многих артистических индивидуальностей. Самих «физических движений» у Д. Ойстраха ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы все его творческие намерения стали ясны и понятны как оркестру, так и слушателям». Последние годы приносят Ойстраху-дирижеру все новые творческие успехи. Его неоднократные выступления в крупнейших центрах мира получают восторженные отзывы прессы и овации слушателей. Особенно высоко оценивает критика интерпретацию Ойстрахом музыки Брамса.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

30.09.1908

Дата смерти

24.10.1974

Профессия

дирижёр, инструменталист, педагог

Страна

СССР

просмотры: 6014
добавлено: 07.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть