Александр Абрамович Крейн

Alexander Krein

Крейн — советский композитор старшего поколения, начавший творческую деятельность еще до октябрьской революции 1917 года. Его музыка продолжила традиции Могучей кучки, а также испытала на себе влияние французских композиторов-импрессионистов. В творчестве Крейна нашли широкое отражение восточные и испанские мотивы.

Александр Абрамович Крейн родился 8 (20) октября 1883 года в Нижнем Новгороде. Он был младшим сыном в семье скромного музыканта, игравшего на скрипке на свадьбах, собиравшего еврейские песни, но в основном зарабатывавшего на жизнь ремеслом настройщика фортепиано. Как и его братья, он избрал путь музыканта-профессионала и в 1897 году поступил в Московскую консерваторию в класс виолончели А. Глена, брал уроки композиции у Л. Николаева и Б. Яворского. После окончания консерватории в 1908 году Крейн играл в оркестре, делал переложения для издательства Юргенсона, а с 1912 года стал преподавать в Московской народной консерватории. В его ранних сочинениях — романсах, фортепианных, скрипичных и виолончельных пьесах — заметно влияние Чайковского, Грига и особенно любимого им Скрябина. В 1916 году прозвучало первое его симфоническое сочинение — поэма «Саломея» по О. Уайльду, а в следующем году — симфонические фрагменты к драме А. Блока «Роза и крест». В начале 1920-х годов появляются Первая симфония, кантата «Кадиш», посвященная памяти родителей, «Еврейский каприс» для скрипки и фортепиано, ряд других произведений. В 1928—1930 годах им была написана опера «Загмук» на сюжет из жизни древнего Вавилона, а в 1939 году на ленинградской сцене появилось самое значительное произведение Крейна — балет «Лауренсия».

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, Крейна эвакуируют в Нальчик, а в 1942 году — в Куйбышев (Самару), где в военные годы размещался московский Большой театр. По заказу театра Крейн работает над вторым балетом, «Татьяна» («Дочь народа»), посвященным крайне актуальной в то время теме — подвигу девушки-партизанки. В 1944 году Крейн вернулся в Москву и начал работу над Второй симфонией. Большой успех имела его музыка к пьесе Лопе де Вега «Учитель танцев». Сюита из него стала очень популярной. Последним симфоническим произведением Крейна стала поэма для голоса, женского хора и оркестра «Песня о Соколе» по поэме Максима Горького.

Крейн скончался 20 апреля 1950 года в Доме творчества композиторов «Руза» под Москвой.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Александр Акимов Инструменталисты

Произведения

Лауренсия (Крейн) 19.04.2011 в 13:51

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

20.10.1883

Дата смерти

20.04.1951

Профессия

композитор

Страна

СССР

просмотры: 4196
добавлено: 19.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть