Пётр Андреевич Гусев

Pyotr Gusev

Этого артиста, внесшего огромный вклад в развитие дуэтного танца, называли «королем поддержки». И даже теперь немногие артисты могут повторить его почти акробатические трюки.

Пётр Андреевич Гусев

Петр Гусев родился 29 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге. Сперва он учился в частной балетной школе у знаменитой балерины Мариинского театра – Ольги Преображенской. Она и привела его в Петроградское балетное училище, которое он закончил в 1922 году. Талант Гусева проявился еще в школе – но это был талант не только выдающегося танцовщика, но и педагога. Он сам умел угадывать таланты, имел особую способность выращивать их, и многие артисты с гордостью называли себя его учениками. Еще будучи учеником старших классов школы, Гусев вел занятия с младшими классами, где учились будущие знаменитые хореографы Леонид Якобсон и Ростислав Захаров, а также будущий выдающийся танцовщик Алексей Ермолаев, который, став премьером Большого театра, продолжал заниматься у Гусева..

В 1924 году Гусев был принят в труппу Петроградского академического театра оперы и балета.

Вместе со своим школьным товарищем Георгием Баланчивадзе, будущим историком балета Юрием Слонимским и художником Владимиром Дмитриевым он стал организатором труппы «Молодой балет», программа вечеров которого состояла в основном из номеров, поставленных Баланчивадзе. К этой группе энтузиастов примыкали молодые танцовщицы и танцовщики, в том числе Ольга Мунгалова, ставшая на многие годы неизменной партнершей Гусева.

Когда в 1931 году Федор Лопухов стал создателем и художественным руководителем балетной труппы Малого оперного театра, Гусев одновременно с работой в Кировском театре танцевал главные роли в новых спектаклях Лопухова – «Щелкунчик» и «Ледяная дева», участвовал в премьере «танцсимфонии» «Величие мироздания».

После триумфа балета Лопухова «Светлый ручей» на музыку Д.Д. Шостаковича, где Гусев танцевал роль Петра, хореографу предложили перенести спектакль на сцену Большого театра в Москве. Лопухов стал художественным руководителем труппы. Гусев вместе с другими артистами последовал за ним. Но балет не понравился самому Сталину, на него ополчилась пресса, Лопухова уволили из Большого театра. Гусев оказался в сложном положении – возвращаться в Ленинград, где балетом Кировского театра «заведовала» Ваганова, недолюбливавшая Лопухова и его единомышленников, Гусеву не хотелось. Он остался в Москве. И, как выяснилось, правильно сделал.

С 1935 года Гусев был ведущим солистом Большого театра, танцевал с Галиной Улановой, позднее – с Майей Плисецкой. В Ленинград он вернулся в 1945 году победителем – его назначили художественным руководителем Кировского театра.

Его дальнейшая судьба довольно причудлива – с 1950 по 1956 год он педагог театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, пишет серьезные теоретические статьи и в то же время ставит в Баку, а затем в Ленинграде балет Кара-Караева «Семь красавиц» по мотивам поэмы Низами, в 1958 году уезжает в Китай, чтобы организовать в Пекине балетный театр, открывает хореографические училища в Шанхае и Чанчжоу, руководит курсами балетмейстеров, ставит первые китайские балеты «Красавица рыбка» и «Наводнение». Рассказывая об этом периоде своей жизни, Гусев с юмором вспоминал, как тяжело было учить китайских танцовщиц поддержкам: когда он, показывая ту или иную поддержку, брал танцовщицу за талию, она тряслась как осиновый лист – боялась, что ее обвинят в безнравственности, если она позволяет мужчине при всех до себя дотрагиваться…

Вернувшись в 1960 году, Гусев стал балетмейстером Ленинградского Малого театра, в 1962 году его назначили балетмейстером Новосибирского театра. В Новосибирске Гусев предложил танцовщику Олегу Виноградову, только что закончившему школу, попробовать свои силы на балетмейстерском поприще: сначала это был новый вальс в первой картине «Лебединого озера», затем – балет Сергея Прокофьева «Золушка», сделавший хореографа сразу известным всему балетному миру России.

Он всегда помогал молодежи. «Мы работали с душой, чтобы только заслужить его одобрение. При Гусеве у нас были и молодежные спектакли, – вспоминала балерина Нинель Петрова. – Артисты писали заявки в худсовет, если там решали, что надо попробовать, – нам давали репетитора, и потом тех, кто справился, ставили в репертуар».

Список поставленных Гусевым балетов поражает разнообразием – там и восстановленная «Ледяная дева», и классика – «Корсар», «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», и новинка – «Три мушкетера» Вениамина Баснера. С 1966 по 1983 год он был заведующим кафедрой балетмейстеров Ленинградской консерватории, с 1973 года – профессором. Его перу принадлежат многочисленные статьи, посвященные вопросам балетного театра и сохранения классического наследия.

Последней работой Гусева в театре стала реконструкция балета Петипа (редакция старого балета Жюля Перро) «Корсар», которую он сделал для Кировского балета в 1987 году. В последний месяц перед смертью Гусев готовил роль Медоры с совсем молоденькой танцовщицей, работавшей в театре второй сезон, – будущей звездой театра Юлией Махалиной. Работали неспешно, Гусев проходил с ней все детали хореографии и образа, рассказывал ей разные балетные истории, шутил…

Петр Гусев умер 30 марта 1987 года в Ленинграде.

Д. Трускиновская


Бахчисарайский фонтан. Мария — Галина Уланова, Гирей — Пётр Гусев, 1940-е гг.

Заслуженный артист РСФСР (1947), заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), народный артист РСФСР (1984), профессор (1973). Окончил ЛХУ в 1922 (ученик В. Пономарева, А. Ширяева). Один из организаторов труппы «Молодой балет».

Артист Мариинского театра в 1922-35. Первый исполнитель партий: Щелкунчик («Щелкунчик», балетм. Ф. Лопухов), Асак («Ледяная дева»), Жером («Пламя Парижа»), участвовал в премьере «Танцсимфонии»; др. партии: Джеймс; Люсьеп («Пахита»), Иван-царевич («Жар-птица»), Амун («Египетские ночи»), Борис («Болт»), Трубадур («Раймонда»), Голубая птица, Дезире; па-де-де («Тщетная предосторожность»), Молодой кули («Красный мак»), уральский, украинский танцы («Конек- Горбунок»), танец египетских акробатов (опера «Юдифь», балетм. Ф. Лопухов).

Одновременно (1932-35) выступал в Малом театре: Франц; Петр («Светлый ручей»). В 1935-45 солист Большого театра [среди нов. партий: Гирей, Жан де Бриен, Абдерахман; Менерс («Алые паруса»)].

В 1945-50 худ. рук. балета Театра им. Кирова, в 1950-56 педагог Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко; педагог, затем худ. рук. балета ГАБТа. В 1951 поставил в Театре им. Ахундова балет К. Караева «Семь красавиц», который затем перенес в Ленинград (Малый театр, 1953), Киев, Новосибирск.

В 1958-60 педагог балетмейстерских курсов в КНР и организатор балетного театра (Пекин), хореографических училищ (Шанхай, Кантон). В Пекине осуществил постановки балетов «Красавица-рыбка» и «Наводнение» (первые опыты совмещения в одном произведении приемов классического балета и китайского классического танца), познакомил китайских зрителей с классическими балетами «Жизель», «Корсар», «Лебединое озеро». В 1960-62 худ. рук. балета Малого театра, а в 1963-66 — Новосибирского театра.

Постановки Гусева («Ледяная дева», «Три мушкетера»), а также постановки работавших в это время в Новосибирске Ю. Григоровича и О. Виноградова выдвинули труппу театра в ряд лучших балетных коллективов страны. Гусев плодотворно занимался педагогической деятельностью: в 1935-45 педагог МХУ (в 1935-41 худ. рук.). В 1967-83 возглавлял балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. Одновременно (1967-69) руководитель ленинградского «Камерного балета», для которого реставрировал балеты М. Петипа «Привал кавалерии» и «Арлекинада».

Гусев пользовался славой выдающегося партнера, «короля поддержки». В историю балета вошел дуэт Мунгалова — Гусев, неразрывно связанный с творяеством Ф. Лопухова в 20-е гг. «Дуэт Мунгалова — Гусев поражал и восхищал зрителя по-своему. Это была сама виртуозность... Гусев никогда не «вцеплялся» в партнершу. Исполняя самые сложные комбинации, он едва касался ее. Это создавало ощущение воздушности, легкости. Техника, доведенная до совершенства, придавала танцу настроение» (Т. Вечеслова).

Сочинения: «Спящая красавица».— В кн.: Мариус Петипа. Л., 1971; Главное направление — современность.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1974, вып. 1; Мужественный талант.— В кн.: Алексей Ермолаев. М., 1974; Героический танцовщик.— В кн.: Алексей Ермолаев. М., 1982; Дискуссия о балете.— Рабочий и театр, 1926, № 46; Балеты, семинары, сомнения.— Театр, 1966, № 3; Новый «Щелкунчик».— Сов. музыка, 1966, № 7; Три конкурса балета.— Театр, 1972, № 6; Сохранить шедевры прошлого.— Сов. балет, 1983, № 4.

Литература: Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Отв. ред. и авт. вступ. ст. В. М. Богданов-Березовский.— Л., 1967; Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1979; Слонимский Ю. Юбилей мастера.— Сов. музыка, 1964, № 12; Долгушин Н. Силовое поле его энергии.— Сов. балет, 1984, № 6; Эльяш Н. Мастер.— Сов. культура, 1984, 25 дек.; Виноградов О. Мастер танца.— Ленингр. правда, 1984, 27 дек.; Вечеслова Т. Открытие танца.— Веч. Ленинград, 1985, 12 февр.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

04.12.1904

Дата смерти

30.03.1987

Профессия

танцовщик, балетмейстер, педагог

Страна

СССР

просмотры: 5465
добавлено: 30.03.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть