Караев. Балет «Семь красавиц»

Seven Beauties

Сцена из постановки балета «Семь красавиц» в 1959 году. Азербайджанский театр оперы и балета им. М.Ф. Ахундова

Балет в 4 актах (10 картинах).

Композитор К. Караев, сценаристы (по мотивам поэм Низами) Ю. Слонимский, С. Рахман, И. Идаят-заде, балетмейстер П. Гусев, художники Ф. Гусак, Э. Алмас-заде, дирижер К. Абдуллаев.

Премьера состоялась 7 ноября 1952 года в Театре оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, Баку.

Действующие лица:

  • Мензер
  • Айша, его сестра
  • Шах Бахрам-Гур
  • Визирь Раст Ровшан
  • Семь красавиц: индийская, византийская, хорезмская, славянская, магрибская, китайская, иранская
  • Начальник стражи
  • Военачальники, отшельник, бочар, шелкодел, горшечник, канатчик, оружейник, кузнец, сапожник, колесник, шуты, дворцовая девушка

Действие происходит на средневековом Востоке.

1. В горах бушует гроза. Шах Бахрам, увлеченный охотой, вынужден укрыться в развалинах старого замка. Живущий здесь отшельник показывает ему потускневшие от времени, но все еще прекрасные изображения семи красавиц. Бахраму чудится, будто они ожили и кружатся в причудливых танцах. Но как только наступает рассвет, прекрасные девы исчезают.

Бахрам покидает замок и отправляется домой. Встреча в пути задерживает его: он видит прекрасную девушку и статного юношу, состязающихся в стрельбе из лука. Это Айша и ее брат Мензер. Бахрам вызывает Мензера на состязание. Мензер оказывается побежденным. Победитель и побежденный по обычаю обмениваются подарками. Бахрам дарит Мензеру пояс, тот ему — кинжал.

Когда Мензер уходит, Бахрам говорит Айше, что в сердце его зажглась любовь. Девушка признается молодому охотнику в ответном чувстве. Когда же на розыски Бахрама прибегают слуги, а за ними Визирь, Айша и Мензер узнают, что молодой охотник — Шах. Визирь сообщает, что хазары вторглись в страну.

Передав власть Визирю, Шах выступает в поход. У Визиря возникает план захвата власти. Двум своим приближенным он велит переодеться в платье хазар, догнать Шаха и убить его.

2. Площадь. Пока Шах во главе войск борется с врагами, жизнь в столице идет своим чередом. На площади по лавкам снует народ. Движется мрачное шествие. За арбой, влекомой недоимщиками и нагруженной отобранным у них домашним скарбом, идут девушки, взятые в рабство. Мольбы о милосердии собравшегося на площади народа только ожесточают прислужников Шаха. Они набрасываются на выставленные в лавках товары, грабят и разрушают все, что попадается под руку. Народ в ужасе разбегается.

Визирю не терпится насладиться властью. Он спускается в сокровищницу Шаха, надевает роскошные одежды, любуется символами шахской власти, мечтает о часе, когда сам станет властителем. Вбегает один из посланных убийц и сообщает, что покушение на Шаха не удалось.

3. Слышатся звуки рога. Это Бахрам вернулся в свою столицу и, узнав о заговоре, спешит расправиться с Визирем. Но проникнуть во дворец невозможно: выставленная Визирем стража получила приказ никого не пропускать. Мензер зовет на помощь вооруженных ремесленников, но в это время из ворот дворца движется торжественное шествие во главе с Визирем, который покорно вручает Шаху символы его власти. Как ни убеждает Мензер Шаха в вероломстве Визиря, он ничего не может доказать, ибо Визирь на глазах Шаха убивает своего приближенного — мнимого организатора заговора. По приказу Визиря стражники разоружают народ, связывают ремесленников и Мензера и заключают их в тюрьму. Визирь грозит жестоко расправиться с ними.

Дворец. Узнав, что Мензер и его друзья в тюрьме, Айша прибегает во дворец, где пируют Шах с приближенными. Она умоляет Шаха вернуть свободу Мензеру и ремесленникам. Приведенный по приказу Шаха Мензер, бесстрашно бросает ему правду в глаза. И когда Шах, в память прежней дружбы, освобождает только одного Мензера, тот с негодованием бросает наземь полученный им в подарок пояс. Оскорбленный Шах приказывает схватить Мензера, но тому удается бежать.

Желая отвлечь Шаха от невеселых мыслей, Визирь показывает ему шелковую ткань с изображением семи красавиц. Шах вспоминает ночь в развалинах замка. Его воображением снова овладевают прекрасные видения, и он забывает о своих тревогах. Визирь доволен. Пусть Шах наслаждается видениями: ему легче будет прибрать к рукам власть.

4. Деревня, где укрылся бежавший из дворца Мензер. Появляется Визирь со стражниками. Крестьяне отказываются выдать Мензера. Визирь велит своим слугам вытоптать крестьянские посевы. Крестьяне в отчаянии бросаются к проезжающему Шаху, умоляя пощадить их поля, но тот их не слушает. Его мысли заняты Айшой. Он не в силах забыть прекрасную девушку. Но Айша с негодованием отвергает любовь того, кто обрек народ на голод. Шах отдает приказ расправиться с крестьянами, и Визирь велит поджечь деревню.

Когда Визирь с торжеством смотрит на огонь, охватывающий дома селения, внезапно появляются семь молодых крестьян и ремесленников. Свершается месть народа. Визирь падает мертвым.

Пытаясь избавиться от мыслей об Айше, Шах снова приходит к развалинам замка, ища забвения в созерцании семи красавиц. Страшный удар грома. Стены замка расступаются. Перед Шахом предстают семь посланцев народа. По древнему обычаю они вручают ему посох и плащ, в знак того, что он должен отречься от престола и покинуть страну.

А через мгновение перед ним появляется Айша. Она говорит, что до сих пор любит его, любит в нем не Шаха, а того молодого охотника, которого гроза застигла в горах. Пусть он откажется от власти, и она последует за ним куда угодно. Но Шах приходит в ярость и ударом кинжала смертельно ранит девушку. Народ приходит проститься с умирающей Айшой и изгоняет Шаха из своей страны.

* * *

В начале 1950-х годов композитору Кара Афульфаз оглы Караеву (1918-1982) его друг — актер, режиссер и либреттист И. Идаят-заде — предложил написать балет по мотивам произведения «Хасмэ» («Пятерицы»), включающего в себя 5 поэм великого азербайджанского поэта и философа Низами Гянджеви (около 1141 — около 1200): «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандер-намэ». К творчеству Низами Караев ранее уже обращался, написав в 1949 году симфоническую сюиту «Семь красавиц». Теперь предстояло эту тему воплотить сценически. Либретто балета написал Идаят-заде вместе с писателем, драматургом и либреттистом С. Рахманом. В нем, кроме поэмы «Семь красавиц», были использованы «Рассказ о старухе и султане Санджаре» и «Рассказ о царе-притеснителе и правдивом человеке» из «Сокровищницы тайн», притча о правителе Мерва из «Лейли и Меджнуна» и отдельные эпизоды некоторых других поэм.

В октябре 1951 года партитура была завершена. Союз композиторов Азербайджана ее одобрил, но при прослушивании был отмечен ряд значительных недостатков сценария. Оценив критические замечания, Караев решил переработать балет. Помощь в этом ему оказали два крупнейших балетных деятеля Ленинграда — либреттист и балетовед Юрий Слонимский (1902-1978) и ленинградский балетмейстер Петр Гусев (1904-1987). Сценарий был капитально переработан.

Как вспоминал Слонимский, «новизна жанра, системы образов, как и многолинейность драматургии, показали нам, что есть лишь одна возможность сделать балет „по Низами" — это сложить свой собственный сюжет в духе Низами, черпая мотивы из других его поэм... В старинных спектаклях, как правило, была одна драматургическая линия — судьба пары влюбленных. В советских драматургия усложнилась — появилась вторая линия, скрещивающаяся с первой. Низами же обязывал нас совместить в спектакле чуть ли не пять линий действия. Одну ведет Бахрам; другую — Визирь; третью — Айша; четвертую — народ; пятую пять вестников. Эти линии сплетаются друг с другом. У них есть и частное, и общее развитие».

Композитору пришлось в значительной мере переписать партитуру, введя новые сцены и новых героев. В результате возникла новая художественная концепция с иными драматургическими акцентами. Балетмейстер Гусев в хореографии «Семи красавиц» органически соединял элементы народных азербайджанских танцев с классическими, а танцевальное начало с пантомимно-речитативным.

«Музыка „Семи красавиц" — подлинно симфоническая музыка, обладающая масштабностью, широким дыханием. Почти весь балет воспринимается как цельное, непрерывно развивающееся и нарастающее музыкальное действие» (Д. Шостакович).

Музыка балета принадлежит выдающемуся азербайджанскому композитору К. Караеву — ученику Д. Шостаковича, автору двух балетов, многочисленных симфонических и камерных сочинений, музыки к ряду драматических спектаклей и кинофильмов, лауреату Ленинской премии (1967). Яркая, красочная музыка представляет сильнейшую сторону спектакля, от нее в значительной мере исходят одухотворенность и эмоциональная сила всего балета. Музыкальная драматургия опирается на две составные части: Айша, ее брат, ремесленники — с одной стороны, Шах, Визирь, придворные — с другой. В музыке различаются несколько сквозных тем — народного плача, народного гнева, величия народа. Выделяются также темы семи красавиц, возвышенной любви Айши и низкого коварства Визиря.

«Красочная музыка танцев, — отмечала музыковед Светлана Катонова, — ошеломляет разнообразием причудливой мелодики, метроритмической гибкостью и богатством гармонического языка; в ней отражены тончайшие нюансы лирических чувств — от томления, неги, кокетливой игры до бушующей страсти и торжествующей любви. Особенно следует отметить синтез танцевального симфонизма с разнообразными формами азербайджанского фольклора, что придало черты неповторимой самобытности партитуре „Семи красавиц"».

На премьере в Баку главные партии исполняли Лейла Векилова (Айша), Юрий Кузнецов (Бахрам), Константин Баташов (Мензер), Анатолий Урванцев (Визирь). Балет прочно закрепился в репертуаре театра, неоднократно обновлялся (1959, 1964, 1969). В 1978 году Караев создал новую редакцию, усилив обобщенную образность и поэмное начало. Новую постановку осуществили балетмейстеры Рафига Ахундова и Максуд Мамедов. В 2007 году планируется капитальное возобновление балета в Театре оперы и балета имени М. Ахундова, где он не шел несколько лет. Его возобновление приурочено к открытию здания театра после реконструкции.

В ноябре 1953 года балет в бакинской редакции был поставлен Петром Гусевым в ленинградском Малом оперном театре (художник Симон Вирсаладзе, дирижер Эдуард Грикуров). Стремление хореографа воплощать сложные действенные эпизоды в танцевальных формах прокладывало дорогу более смелым исканиям новых поколений отечественных балетмейстеров. В спектакле активно проявили себя мастера и артистическая молодежь: Вера Станкевич, Мария Мазун (Айша), Вениамин Зимин, Юрий Малахов (Бахрам), Юрий Литвиненко, Адоль Хамзин (Мензер), Николай Филипповский (Визирь). Картинно-красочный спектакль выдержал 201 представление.

«В „Семи красавицах", — отмечала историк балета Вера Красовская, — под пышными покрывалами сюжета скрывалась назидательная мысль: властитель должен быть добр и думать о народном благе. Мысль эту утверждали преимущественно от обратного — в избытке сценических соблазнов. В последнем повинна была музыка, пышущая воистину восточным великолепием, сверкающая цветистыми и сочными красками. Хореографическое воплощение было, правда, не так оригинально. В танцах спектакля оживали старобалетные штампы томности и кокетства. Сюиту самих красавиц завершало выступление Прекраснейшей: окутанная прозрачной тканью, она спускалась с бархатного неба на позлащенном полумесяце, чтобы исполнить вальс. Зато в последнем акте звучала мораль об опасностях соблазна. Красавицы исчезали, а недовольный народ прогонял нерадивого владыку».

На протяжении последующих десятилетий «Семь красавиц» неоднократно появлялись на сценах многих театров, в том числе за рубежом.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Композитор

Кара Караев

Дата премьеры

07.11.1952

Жанр

балеты

Страна

СССР

просмотры: 7008
добавлено: 19.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть