Как пробиться талантливому певцу без поддержки?

14.11.2003 в 17:56

Ни для кого не секрет, что одно из главных достоинств Интернета — возможность общения. Редакция горда тем, что на оперном форуме Belcanto.ru происходит оживленная беседа любителей оперного искусства о различных проблемах нашей культурной жизни. С этой публикации мы начинаем обзор наиболее интересных дискуссий.

Теляковский
Такой вопрос был задан мне начинающим вокалистом, участником форума. Я не смог ему ответить что-либо вразумительное. Расхожая формула, что талант всегда пробьет себе дорогу, абсолютно неверна. Талант всегда нуждается в поддержке. В противном случае он рискует быть неузнанным. История вокального искусства знает немало великих, но не признанных певцов. Вот и на моей памяти несколько одареннейших молодых вокалистов, с блеском закончивших более десятка лет назад консерваторию. Их сегодня не видно и не слышно. Нет поддержки. Одни только слова – дерзай, верь в свой талант, он от Бога, не закапывай его и т. п. Талант дерзает, но с каждой неудачей вера в себя уходит. Уходит и время. Между тем, на сцене сплошь да рядом откровенная серость.
Александр
Теляковский пишет: "Между тем, на сцене сплошь да рядом откровенная серость". Увы, и это горькая правда. Вспоминаются слова «люди гибнут за метал...», вернее презренный металл сейчас решает очень многое.
Waldemar
Ой, господин Теляковский, ну и больную тему Вы подняли. Без поддержки не пробиться - это однозначно. Один в поле не воин. Для достижения успеха всегда нужна целая инфраструктура, и нередко сама мощь таланта играет далеко не первостепенную роль. У нас - да, практически везде одна серость. Но вкусы-то у нашей публики, в основном, такие же серые. Пипл хавает.
kotdorogoy
Господа? За живое место задеваете... C пиплом действительно происходит вещь нехорошая: плохеет пипл, сереет и упрощается донельзя. Образец вкуса - блестящее тату. А что? - музычка для публички подходящая. Классные оперные концерты залов не собирают; не удивлюсь, если слушать Паваротти придут одни кошельки со своими кошелками, а ценителей оперы я буду в зале с собаками искать. Причем я знаю, какие будут отговорки: цены, возраст, комплекция, николетта не нравится и т. д. - хорошо знакомый мне джентельментский набор.
Теляковский
Waldemar пишет: "Ну и больную тему Вы подняли".
Потому и поднял, что она больная. Более того, многогранная. И взгляды могут быть самыми разными, в зависимости от того с какой стороны и кто рассматривает. У вокалиста будет один взгляд, у продьюсера – другой, у зрителя - третий и т. д.. Но уходить от проблемы, это всё равно, что загонять болезнь внутрь. С позиции вокалиста говорить нужно для того, чтобы, вступив на желанную стезю, он мог хотя бы трезво оценивать положение дел и свои перспективы. По крайней мере было бы меньше моральных издержек. А то ведь до чего доходит: молодые, талантливые люди, отдав по меньшей мере с десяток лет любимому делу, теряют веру в себя, спиваются, уходят в монастыри, секты, а то и из жизни. В полной мере осознать реальность необходимо, чтобы легче противостоять ей. Я не говорю о какой-то единой стратегии. Но каждый из нас имеет на этот счёт своё мнение и опыт. Высказав честно свои соображения, можно было бы помочь молодому вокалисту выбрать наиболее оптимальный для себя вариант продвижения. Ведь он порой даже не знает с какого бока подойти. А информация в этом отношении поставлена плохо. Порой держится за семью печатями даже то, что касается конкурсов и прослушиваний. Становится известной уже пост-фактум. К тому же и регламент, случается такой, что с улицы и не попадешь. Есть, к примеру, журнал «Classical Singers» на on-line. Подписка платная. Он помещает регулярную информация о конкурсах и прослушиваниях в оперных компаниях США. Но туда не очень-то слетаешь. Что касается Европы, то такая информация отсутствует. А жаль. Начинающим и другим, ищущим свой шанс, было бы полезно своевременно знать - что, где, когда и каким образом, чтобы попытаться попасть на орбиту (если, конечно, найдутся деньги на поездку). Кроме того, на форуме выше названного сайта был раздел, где певцы, педагоги и даже члены жюри делились маленькими хитростями. Например, что лучше взять для прослушивания, а что лучше не петь. Как вести себя, как одеваться, как готовиться, чем питаться и др. Всё очень дружелюбно и чистосердечно. Очень мне это понравилось.
Matildda
Теляковский пишет: "В полной мере осознать реальность необходимо, чтобы легче противостоять ей."
Браво, Теляковский! Вот с этого и начинается куча проблем - ведь в театре мало кто скажет правду - как звучал, как играл и т.д. Каждый - за себя. И не дай Бог сказать замечание или вообще выразить мнение. У нас есть только одна певица, очень хорошая, которая часто повторяет одно выражение: «Промолчать - это еще больше навредить». Ведь мы-то ориентируемся на мнение. Чье? Тех, кому доверяем. Кого считаем авторитетом. У каждого, кстати, эти авторитеты свои - на выбор, индивидуально. И есть еще одна особенность... Помните, у Пушкина - «и славен буду я, доколь в подлунном мире... жив будет хоть один пиит!» Это что значит? Что «Любезен народу» - только тем,что чувства добрые, дескать, пробуждал. А вот СЛАВЕН - это только тогда, когда есть те самые, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ мнения. Когда есть система профессиональной оценки качества исполнения. А здесь у нас как раз и дыра - «У нас вообще критиков нет» (дословно цитирую директора нашей оперы). Я об этом уже писала. А потому наш форум - это «пусть маленькая, но очень важная штучка»! Ведь мы достаточно профессионально даем оценку и высказываем свое мнение о многих явлениях в опере, об исполнителях и т. д. Каждый критик выражает мнение того, кто ему будет платить. А здесь получается - просто независимый и неконтролируемый ими процесс? Так это же здорово!!! Все, кто не боится выразить свое мнение, все, кто умеет его сформулировать и все, кто вообще его имеет - я люблю вас всех!
Теляковский
Matildda пишет: "Мы достаточно профессионально даем оценку и высказываем свое мнение о многих явлениях в опере, об исполнителях и т. д."
Вот именно, уважаемая Г-жа Матильда. Причём, в обобщённой форме, очень мягко и культурно. Не так обухом по голове: «Ах ты, бездарь безголосая, такая раз-этакая!» Потому, имеющий уши, да услышит. Слушать лесть и похвальбу всегда приятно. Но толку от этого мало. Умный человек это прекрасно знает. Ну, а если кто и отмахнётся, то ему же хуже. Не ровён час, завтра опять захочется узнать общественное мнение. А что касается современной ситуации в области оперного искусства, то дикуссия в виртуальном мире как нельзя лучше может высветить самые актуальные и острые стороны проблемы. В паутине ведь никто не укусит. Теперь обещанное продолжение. У продьюсоров, импрессарио, агентов будет совсем другой подход. Там на первом плане финансовая сторона. И отворачиваться от этого никак нельзя, поскольку это тоже очень важный аспект проблемы. То есть, как продать высокое искусство. Даже у таких продвинутых, как наши Бородина, Дядькова, Хворостовский, дела не шли так хорошо, пока они не вышли на соответствующих агентов. Но влиятельных агентов мало, а честных, вероятно, и того меньше. Очень много шарлатанов, которых интересуют только деньги. Знаю это не понаслышке. Порой кажется, что они вообще не имеют представление о вокале и оперном искусстве. Здесь исходной предпосылкой является что-то типа: «А какие конкурсы Вы выиграли?» (как-будто никто не знает цену этим конкурсам и как их выигрывают). Или и того хлеще: «Вам надо стать знаменитым». Интересно бы ещё узнать, а как? Вспоминается конкурс в Барселоне в 1993, когда с поддержки Гяурова один наш вокалист вышел на 1-й тур пьяным и стал лихо отплясывать под «Вдоль по Питерской». Об этом тогда писали все местные газеты. И что вы думаете? Он прославился и даже, кажется, был приглашен в оперный театр Тулузы. И всё же, не стоит забывать, что у него была мощная поддержка самого Гяурова. Читая творческие биографии великих певцов (Шаляпин, Каллас, Кабалье), понимаешь, что мир мог бы ничего не знать о них, если бы не своевременная поддержка. Но на всех поддержки не хватает. Вот спрос и рождает предложения, которые, как грибы после дождя, появляются в виде разного рода агенств. Со стороны знающих профессионалов отношение к ним соответствующее. А именно: «Не тратьте время и деньги», - говорят так. Это не значит, что нет толковых агенств. Известны даже их реквизиты. Но попасть к ним очень непросто. Опять же: либо ты должен быть хоть как-то знаменит, либо плати деньги. Один, заслуживающий доверия агент, на счету которого раскручивание в Англии и нашего Гергиева, называл свою цену. Для начала – 1000 фунтов стерлингов (1600 $ US) в месяц. Он давал какие-то гарантии на 6 месяцев и даже объяснял свою тактику, то есть на что и как будут тратится эти деньги. Помню, что туда входили запись и изготовление аудио-СD, организация нескольких концертов в известных, но небольших залах Англии. Сдаётся, однако, этим всё и ограничилось бы. Несколько раз наблюдал как в здании маркета у Ковент-Гардена певцы распродавали свои CD и исполняли живьём под музыкальную фонограмму арии из опер. Пели довольно прилично. А вот в самом КГ таких неизвестных голосов что-то не слыхать.
Прежде, чем начать участвовать в этих «крысиных скачках», запаситесь терпением, вырвите напрочь всякие комплексы ущербности и чёрные депрессии на случай неудач. Запрограммируйте себя так, что эти неудачи абсолютно закономерны и никакого отношения к степени Вашего таланта не имеют. В то же время верьте в свой конечный успех. Полагайтесь на себя и случай. При отсутствии денег и связей единственный способ куда-то двигаться - это поиск и раскручивание контактов. Хватайтесь за каждую пуговицу и никогда сразу не уходите, если Вам говорят «нет». Давайте информацию о себе повсюду, где только можно. Пишите, пишите и пишите в оперные театры и компании с просьбой о прослушивании. Они довольно часто отвечают, даже такие как Венская опера, Ла Скала, Опера Праги, Гранд Опера и др. Информацию и наиболее полный перечень театров и компаний получите на www.operastuff.com/geopera.html. Пишите упорно, не ленитесь. По меньшей мере раз в год в каждый театр, лучше на языке страны, куда пишите. Будьте готовы к разным форс-мажорным ситуациям (срочный выезд, исполнение редкой партии и т.д.). Можно писать и в агенства. Их адреса также возможно раскопать в паутине. Но наведите о них справки. Сделайте хорошую запись на пленке или CD. Агенства часто просят прислать материал, а плохую запись посылать бессмысленно, тут же отфутболят назад. Собирайте информацию о конкурсах и старайтесь попасть пока молоды. После 35 там делать уже нечего. Некоторые конкурсы очень демократичны, например, в Барселоне. А на некоторые и на пушечный выстрел не подпустят (Кардиффские голоса). Даже, если ничего не выиграете, то расширите свои контакты. Используйте каждую возможность прослушаться. Наработаете привычку и опыт. Учитывайте вкусы и традиции страны, куда обращаетесь. Французы, например, не очень-то жалуют итальянскую оперу. Если в Ваш город приезжает известный певец или маэстро, постарайтесь непременно с ним познакомиться. Особо не расстраивайтесь, если он пошлёт Вас подальше. Может случиться всякое. Короче, жмите на все гашетки. «Ищите и обрящите». Да поможет Вам Бог!
Matildda
Г-н Теляковский, у меня уже болят ладошки Вам хлопать!!! Но САМАЯ ТА проблема - как раз комплексы! Каких усилий стоит заставить человека поверить в себя - я знаю не по наслышке! Недавно прочитала очень интересную, на мой взгляд, статью. Вoбщем-то, все те же столетние мысли, но как-то иначе подано - смысл ее сводится к тому, что, если заглянуть внутрь себя, то есть сместить точку взгляда, грубо говоря, во внутренний мир, и жить своими идеалами, стремиться только к высоким чувствам и мыслям, то подсознательно начнешь жить в тобою же созданном другом - АНТИМИРЕ. А вот это-то и опасно. Чем? Тем, что он абсолютно не совпадет с реальностью в конце-концов и ты не реализуешься в мире настоящем, существующем. Мы все, воспитанные и впитавшие в себя «глазами-ушами-руками-головами» оперу - идеалисты. А особенно те, кто ее исполняет. Вот здесь и «собака порылась» - оперный мир с его идеями и прекрасными, великолепными высокими материями может втянуть навсегда. А он очень далек от жизни «за бортом», в котором необходимо найти себя, свой путь, свой случай. Вобщем, мне статья понравилась. Хотя я все равно не умею нахально идти напролом. Не умею оставаться, когда говорят «нет». И с «пофигизмом» совсем плохо. Доверчивая я, впечатлительная - ну точно как та ворона в мультике... И мой антимир, где все чувства, как у героев Верди, мне так нравится. Очень тяжело быть равнодушным. Для меня это самая тяжелая работа - Пофигизм! А ваше послание, г-н Теляковский, я себе полностью (всю цитату) выписала. Очень нравится. Повешу в рамочку. Отксерю и своим подопытным вокалистам подарю. Как "Oтче наш". Пусть читают. Может, это у меня чисто мое, кошачье, женское, чутье - что ни один пофигизм не поможет и ни одни контакты не спасут, если нет в тебе чего-то настоящего? Ваша наивная и влюбчивая кошка Матильда.
Теляковский
В ходе этой дискуссии как-то сам собой напрашивается вопрос об обратной связи, то есть о возможности оказывать влияние на рост духовности зрительской аудитории. Искусство всегда было ареной невидимой глазу борьбы за человека и за гуманизм. Ещё Рихард Вагнер писал, что не существует единой зрительской среды, даже в рамках одного оперного спектакля. Среда всегда разнородна по интеллекту. И искусство должно быть ориентировано на его рост. Сегодня на фоне повального оболванивания масс, помимо пипла, который хавает, что дают, всё-таки остаётся зритель, который сопротивляется этому. Как умножить его ряды? Если замкнуться в сознании собственной элитарности, то всё поле для «разумного, доброго, вечного» зарастёт в конечном счёте сорняками. Мне чужд снобизм. До боли сердца жалею этот пипл. Но кто знает как изменить ситуацию?

реклама

вам может быть интересно

К 100-летию Геноцида армян Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

опера

просмотры: 9911



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть