Как пробиться талантливому певцу без поддержки?

14.11.2003 в 17:56

Ни для кого не секрет, что одно из главных достоинств Интернета — возможность общения. Редакция горда тем, что на оперном форуме Belcanto.ru происходит оживленная беседа любителей оперного искусства о различных проблемах нашей культурной жизни. С этой публикации мы начинаем обзор наиболее интересных дискуссий.

Теляковский
Такой вопрос был задан мне начинающим вокалистом, участником форума. Я не смог ему ответить что-либо вразумительное. Расхожая формула, что талант всегда пробьет себе дорогу, абсолютно неверна. Талант всегда нуждается в поддержке. В противном случае он рискует быть неузнанным. История вокального искусства знает немало великих, но не признанных певцов. Вот и на моей памяти несколько одареннейших молодых вокалистов, с блеском закончивших более десятка лет назад консерваторию. Их сегодня не видно и не слышно. Нет поддержки. Одни только слова – дерзай, верь в свой талант, он от Бога, не закапывай его и т. п. Талант дерзает, но с каждой неудачей вера в себя уходит. Уходит и время. Между тем, на сцене сплошь да рядом откровенная серость.
Александр
Теляковский пишет: "Между тем, на сцене сплошь да рядом откровенная серость". Увы, и это горькая правда. Вспоминаются слова «люди гибнут за метал...», вернее презренный металл сейчас решает очень многое.
Waldemar
Ой, господин Теляковский, ну и больную тему Вы подняли. Без поддержки не пробиться - это однозначно. Один в поле не воин. Для достижения успеха всегда нужна целая инфраструктура, и нередко сама мощь таланта играет далеко не первостепенную роль. У нас - да, практически везде одна серость. Но вкусы-то у нашей публики, в основном, такие же серые. Пипл хавает.
kotdorogoy
Господа? За живое место задеваете... C пиплом действительно происходит вещь нехорошая: плохеет пипл, сереет и упрощается донельзя. Образец вкуса - блестящее тату. А что? - музычка для публички подходящая. Классные оперные концерты залов не собирают; не удивлюсь, если слушать Паваротти придут одни кошельки со своими кошелками, а ценителей оперы я буду в зале с собаками искать. Причем я знаю, какие будут отговорки: цены, возраст, комплекция, николетта не нравится и т. д. - хорошо знакомый мне джентельментский набор.
Теляковский
Waldemar пишет: "Ну и больную тему Вы подняли".
Потому и поднял, что она больная. Более того, многогранная. И взгляды могут быть самыми разными, в зависимости от того с какой стороны и кто рассматривает. У вокалиста будет один взгляд, у продьюсера – другой, у зрителя - третий и т. д.. Но уходить от проблемы, это всё равно, что загонять болезнь внутрь. С позиции вокалиста говорить нужно для того, чтобы, вступив на желанную стезю, он мог хотя бы трезво оценивать положение дел и свои перспективы. По крайней мере было бы меньше моральных издержек. А то ведь до чего доходит: молодые, талантливые люди, отдав по меньшей мере с десяток лет любимому делу, теряют веру в себя, спиваются, уходят в монастыри, секты, а то и из жизни. В полной мере осознать реальность необходимо, чтобы легче противостоять ей. Я не говорю о какой-то единой стратегии. Но каждый из нас имеет на этот счёт своё мнение и опыт. Высказав честно свои соображения, можно было бы помочь молодому вокалисту выбрать наиболее оптимальный для себя вариант продвижения. Ведь он порой даже не знает с какого бока подойти. А информация в этом отношении поставлена плохо. Порой держится за семью печатями даже то, что касается конкурсов и прослушиваний. Становится известной уже пост-фактум. К тому же и регламент, случается такой, что с улицы и не попадешь. Есть, к примеру, журнал «Classical Singers» на on-line. Подписка платная. Он помещает регулярную информация о конкурсах и прослушиваниях в оперных компаниях США. Но туда не очень-то слетаешь. Что касается Европы, то такая информация отсутствует. А жаль. Начинающим и другим, ищущим свой шанс, было бы полезно своевременно знать - что, где, когда и каким образом, чтобы попытаться попасть на орбиту (если, конечно, найдутся деньги на поездку). Кроме того, на форуме выше названного сайта был раздел, где певцы, педагоги и даже члены жюри делились маленькими хитростями. Например, что лучше взять для прослушивания, а что лучше не петь. Как вести себя, как одеваться, как готовиться, чем питаться и др. Всё очень дружелюбно и чистосердечно. Очень мне это понравилось.
Matildda
Теляковский пишет: "В полной мере осознать реальность необходимо, чтобы легче противостоять ей."
Браво, Теляковский! Вот с этого и начинается куча проблем - ведь в театре мало кто скажет правду - как звучал, как играл и т.д. Каждый - за себя. И не дай Бог сказать замечание или вообще выразить мнение. У нас есть только одна певица, очень хорошая, которая часто повторяет одно выражение: «Промолчать - это еще больше навредить». Ведь мы-то ориентируемся на мнение. Чье? Тех, кому доверяем. Кого считаем авторитетом. У каждого, кстати, эти авторитеты свои - на выбор, индивидуально. И есть еще одна особенность... Помните, у Пушкина - «и славен буду я, доколь в подлунном мире... жив будет хоть один пиит!» Это что значит? Что «Любезен народу» - только тем,что чувства добрые, дескать, пробуждал. А вот СЛАВЕН - это только тогда, когда есть те самые, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ мнения. Когда есть система профессиональной оценки качества исполнения. А здесь у нас как раз и дыра - «У нас вообще критиков нет» (дословно цитирую директора нашей оперы). Я об этом уже писала. А потому наш форум - это «пусть маленькая, но очень важная штучка»! Ведь мы достаточно профессионально даем оценку и высказываем свое мнение о многих явлениях в опере, об исполнителях и т. д. Каждый критик выражает мнение того, кто ему будет платить. А здесь получается - просто независимый и неконтролируемый ими процесс? Так это же здорово!!! Все, кто не боится выразить свое мнение, все, кто умеет его сформулировать и все, кто вообще его имеет - я люблю вас всех!
Теляковский
Matildda пишет: "Мы достаточно профессионально даем оценку и высказываем свое мнение о многих явлениях в опере, об исполнителях и т. д."
Вот именно, уважаемая Г-жа Матильда. Причём, в обобщённой форме, очень мягко и культурно. Не так обухом по голове: «Ах ты, бездарь безголосая, такая раз-этакая!» Потому, имеющий уши, да услышит. Слушать лесть и похвальбу всегда приятно. Но толку от этого мало. Умный человек это прекрасно знает. Ну, а если кто и отмахнётся, то ему же хуже. Не ровён час, завтра опять захочется узнать общественное мнение. А что касается современной ситуации в области оперного искусства, то дикуссия в виртуальном мире как нельзя лучше может высветить самые актуальные и острые стороны проблемы. В паутине ведь никто не укусит. Теперь обещанное продолжение. У продьюсоров, импрессарио, агентов будет совсем другой подход. Там на первом плане финансовая сторона. И отворачиваться от этого никак нельзя, поскольку это тоже очень важный аспект проблемы. То есть, как продать высокое искусство. Даже у таких продвинутых, как наши Бородина, Дядькова, Хворостовский, дела не шли так хорошо, пока они не вышли на соответствующих агентов. Но влиятельных агентов мало, а честных, вероятно, и того меньше. Очень много шарлатанов, которых интересуют только деньги. Знаю это не понаслышке. Порой кажется, что они вообще не имеют представление о вокале и оперном искусстве. Здесь исходной предпосылкой является что-то типа: «А какие конкурсы Вы выиграли?» (как-будто никто не знает цену этим конкурсам и как их выигрывают). Или и того хлеще: «Вам надо стать знаменитым». Интересно бы ещё узнать, а как? Вспоминается конкурс в Барселоне в 1993, когда с поддержки Гяурова один наш вокалист вышел на 1-й тур пьяным и стал лихо отплясывать под «Вдоль по Питерской». Об этом тогда писали все местные газеты. И что вы думаете? Он прославился и даже, кажется, был приглашен в оперный театр Тулузы. И всё же, не стоит забывать, что у него была мощная поддержка самого Гяурова. Читая творческие биографии великих певцов (Шаляпин, Каллас, Кабалье), понимаешь, что мир мог бы ничего не знать о них, если бы не своевременная поддержка. Но на всех поддержки не хватает. Вот спрос и рождает предложения, которые, как грибы после дождя, появляются в виде разного рода агенств. Со стороны знающих профессионалов отношение к ним соответствующее. А именно: «Не тратьте время и деньги», - говорят так. Это не значит, что нет толковых агенств. Известны даже их реквизиты. Но попасть к ним очень непросто. Опять же: либо ты должен быть хоть как-то знаменит, либо плати деньги. Один, заслуживающий доверия агент, на счету которого раскручивание в Англии и нашего Гергиева, называл свою цену. Для начала – 1000 фунтов стерлингов (1600 $ US) в месяц. Он давал какие-то гарантии на 6 месяцев и даже объяснял свою тактику, то есть на что и как будут тратится эти деньги. Помню, что туда входили запись и изготовление аудио-СD, организация нескольких концертов в известных, но небольших залах Англии. Сдаётся, однако, этим всё и ограничилось бы. Несколько раз наблюдал как в здании маркета у Ковент-Гардена певцы распродавали свои CD и исполняли живьём под музыкальную фонограмму арии из опер. Пели довольно прилично. А вот в самом КГ таких неизвестных голосов что-то не слыхать.
Прежде, чем начать участвовать в этих «крысиных скачках», запаситесь терпением, вырвите напрочь всякие комплексы ущербности и чёрные депрессии на случай неудач. Запрограммируйте себя так, что эти неудачи абсолютно закономерны и никакого отношения к степени Вашего таланта не имеют. В то же время верьте в свой конечный успех. Полагайтесь на себя и случай. При отсутствии денег и связей единственный способ куда-то двигаться - это поиск и раскручивание контактов. Хватайтесь за каждую пуговицу и никогда сразу не уходите, если Вам говорят «нет». Давайте информацию о себе повсюду, где только можно. Пишите, пишите и пишите в оперные театры и компании с просьбой о прослушивании. Они довольно часто отвечают, даже такие как Венская опера, Ла Скала, Опера Праги, Гранд Опера и др. Информацию и наиболее полный перечень театров и компаний получите на www.operastuff.com/geopera.html. Пишите упорно, не ленитесь. По меньшей мере раз в год в каждый театр, лучше на языке страны, куда пишите. Будьте готовы к разным форс-мажорным ситуациям (срочный выезд, исполнение редкой партии и т.д.). Можно писать и в агенства. Их адреса также возможно раскопать в паутине. Но наведите о них справки. Сделайте хорошую запись на пленке или CD. Агенства часто просят прислать материал, а плохую запись посылать бессмысленно, тут же отфутболят назад. Собирайте информацию о конкурсах и старайтесь попасть пока молоды. После 35 там делать уже нечего. Некоторые конкурсы очень демократичны, например, в Барселоне. А на некоторые и на пушечный выстрел не подпустят (Кардиффские голоса). Даже, если ничего не выиграете, то расширите свои контакты. Используйте каждую возможность прослушаться. Наработаете привычку и опыт. Учитывайте вкусы и традиции страны, куда обращаетесь. Французы, например, не очень-то жалуют итальянскую оперу. Если в Ваш город приезжает известный певец или маэстро, постарайтесь непременно с ним познакомиться. Особо не расстраивайтесь, если он пошлёт Вас подальше. Может случиться всякое. Короче, жмите на все гашетки. «Ищите и обрящите». Да поможет Вам Бог!
Matildda
Г-н Теляковский, у меня уже болят ладошки Вам хлопать!!! Но САМАЯ ТА проблема - как раз комплексы! Каких усилий стоит заставить человека поверить в себя - я знаю не по наслышке! Недавно прочитала очень интересную, на мой взгляд, статью. Вoбщем-то, все те же столетние мысли, но как-то иначе подано - смысл ее сводится к тому, что, если заглянуть внутрь себя, то есть сместить точку взгляда, грубо говоря, во внутренний мир, и жить своими идеалами, стремиться только к высоким чувствам и мыслям, то подсознательно начнешь жить в тобою же созданном другом - АНТИМИРЕ. А вот это-то и опасно. Чем? Тем, что он абсолютно не совпадет с реальностью в конце-концов и ты не реализуешься в мире настоящем, существующем. Мы все, воспитанные и впитавшие в себя «глазами-ушами-руками-головами» оперу - идеалисты. А особенно те, кто ее исполняет. Вот здесь и «собака порылась» - оперный мир с его идеями и прекрасными, великолепными высокими материями может втянуть навсегда. А он очень далек от жизни «за бортом», в котором необходимо найти себя, свой путь, свой случай. Вобщем, мне статья понравилась. Хотя я все равно не умею нахально идти напролом. Не умею оставаться, когда говорят «нет». И с «пофигизмом» совсем плохо. Доверчивая я, впечатлительная - ну точно как та ворона в мультике... И мой антимир, где все чувства, как у героев Верди, мне так нравится. Очень тяжело быть равнодушным. Для меня это самая тяжелая работа - Пофигизм! А ваше послание, г-н Теляковский, я себе полностью (всю цитату) выписала. Очень нравится. Повешу в рамочку. Отксерю и своим подопытным вокалистам подарю. Как "Oтче наш". Пусть читают. Может, это у меня чисто мое, кошачье, женское, чутье - что ни один пофигизм не поможет и ни одни контакты не спасут, если нет в тебе чего-то настоящего? Ваша наивная и влюбчивая кошка Матильда.
Теляковский
В ходе этой дискуссии как-то сам собой напрашивается вопрос об обратной связи, то есть о возможности оказывать влияние на рост духовности зрительской аудитории. Искусство всегда было ареной невидимой глазу борьбы за человека и за гуманизм. Ещё Рихард Вагнер писал, что не существует единой зрительской среды, даже в рамках одного оперного спектакля. Среда всегда разнородна по интеллекту. И искусство должно быть ориентировано на его рост. Сегодня на фоне повального оболванивания масс, помимо пипла, который хавает, что дают, всё-таки остаётся зритель, который сопротивляется этому. Как умножить его ряды? Если замкнуться в сознании собственной элитарности, то всё поле для «разумного, доброго, вечного» зарастёт в конечном счёте сорняками. Мне чужд снобизм. До боли сердца жалею этот пипл. Но кто знает как изменить ситуацию?

реклама

вам может быть интересно

Текст вне контекста Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

опера

просмотры: 8214



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть