Опера Моцарта «Мнимая садовница»

La finta giardiniera

Комическая опера в 3 действиях. Либретто написано Р. Кальзабиджи.
Первое представление состоялось 13 января 1775 года в Мюнхене.

Действующие лица:

  • Дон Анхизе, подеста (выборный глава местного самоуправления), тенор
  • Арминда, его племянница, сопрано
  • Рамиро, его племянник, сопрано
  • Граф Бельфьоре, тенор
  • Маркиза Виоланта Онести под именем садовницы Сандрины, сопрано
  • Нардо, ее камердинер, переодетый садовником, бас
  • Серпетта, горничная подесты, сопрано
  • Врач, разговорная роль

Первое действие

Вольфганг Амадей Моцарт

В доме подесты Дона Анхизе появилась новая садовница — Сандрина. Подесте приглянулась хорошенькая девушка, и он позабыл свою прежнюю привязанность — горничную Серпетту. Подеста не подозревает, что под именем Сандрины скрывается маркиза Виоланта Онести. Она переоделась садовницей, чтобы тайком следить за покинувшим ее возлюбленным — графом Бельфьоре. Граф сейчас помолвлен с племянницей подесты Арминдой. Маркизу сопровождает ее камердинер Нардо, также переодетый садовником. Оставшись наедине со своей госпожой, он сообщает ей о предстоящем прибытии к подесте графа Бельфьоре. Виоланта чрезвычайно взволнована этим известием. Ее волнение еще больше возрастает в тот момент, когда прибывает граф. Напрасно пытается мнимая садовница укрыться от глаз графа, он узнал ее и, пораженный неожиданной встречей, направляется к ней. Замешательство графа замечает Арминда и начинает подозревать неладное. Присутствующий здесь же племянник подесты Рамиро, влюбленный в Арминду, ревнует девушку к графу. Всеобщее замешательство удается рассеять подесте, приглашающему гостя в дом. Все, кроме садовницы, удаляются. Однако вскоре, улучив удобный момент, граф вновь появляется в саду, чтобы встретиться тайком с Виолантой. Былая любовь вновь проснулась в нем. Лукавая Серпетта заметила исчезновение из дому графа и, выйдя в сад, подглядывает его встречу с садовницей.

Второе действие

Первая картина. Нардо понравилась Серпетта. Он объясняется ей в любви. Камердинер маркизы настолько красноречив, что свое объяснение ведет на четырех языках. Это очень потешает Серпетту, и она, в конце концов, расхохотавшись, убегает прочь. Избавившись от подозрительной Серпетты, Бельфьоре совместно с Виолантой обсуждают план дальнейших действий. Юноша решает окончательно порвать с Арминдой и бежать вместе с маркизой. Но хитроумный Нардо предлагает иное средство: влюбленные должны прикинуться помешанными. Пусть все окружающие подумают, что у Бельфьоре и Виоланты от любви помутился рассудок, тогда нетрудно будет добиться благополучной развязки. Бельфьоре и Виоланта притворятся помешанными, а Нардо позовет в сад гостей и те убедятся воочию, к чему приводят муки любви.

Наступает вечер. К столу собираются гости подесты. Начинается ужин. Но, странно, гости, один за другим, покидают богато обставленный стол и удаляются в сад. Подеста недоумевает — почему все уходят, оставляя нетронутым такой роскошный ужин. Его недоумение рассеивает Серпетта. Она приглашает хозяина последовать в сад, там он увидит небывалое зрелище — двух влюбленных, охваченных безумием. Нехотя расстается подеста с жирным каплуном и отправляется вместе со своей служанкой в сад.

Вторая картина. Бельфьоре и Виоланта находятся в саду. Заметив появившихся зрителей, они принимаются оживленно жестикулировать, громко и бессвязно переговариваться между собой. У подесты и сопровождающих его людей не остается никакого сомнения в том, что они видят перед собой безумных.

Третье действие

Подеста для того, чтобы излечить от помешательства жениха своей племянницы и садовницу, пригласил врача. Но выводы медика неутешительны: каждая попытка разлучить Бельфьоре с его любимой приведет лишь к резкому ухудшению состояния больного. Не помогают и целебные капли, прописанные врачом. Единственное средство — Арминде надо отказаться от жениха. В конце концов, она это и делает, обещая свою руку Рамиро.

Сандрина раскрывает свое настоящее имя. Теперь ничто не мешает ее свадьбе с Бельфьоре. И третью свадьбу предстоит в скором времени сыграть в доме подесты: лукавая служанка Серпетта станет женой камердинера маркизы Виоланты, сметливого Нардо.


Эта комическая опера молодого Моцарта предвосхищает во многом (и особенно в «сцене ночи» из 2 д.) «Свадьбу Фигаро». Надо отметить также, что здесь ярко проявилась присущая композитору многоплановость. В опере, наряду с комическими сценами, присутствует лирика и даже драматизм (сцена «мнимого сумасшествия» графа и Виоланты). В творчестве позднего Моцарта («Дон Жуан») такое расширение жанровых границ станет доминирующим.

Сочинение входит в репертуар современных музыкальных театров. В России шла на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (1978).

Дискография: CD — Teldec. Дир. Арнонкур, Виоланта/Сандрина (Груберова), Бельфьоре (Хейльман), Анхизе (Мозер), Арминда (Марджионо), Рамиро (Бачелли).

Е. Цодоков

реклама

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Вольфганг Амадей Моцарт

Дата премьеры

13.01.1775

Жанр

оперы

Страна

Австрия

просмотры: 9023
добавлено: 31.05.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть