Салманов. Оратория-поэма «Двенадцать»

Twelve

Состав исполнителей: смешанный хор, оркестр.

История создания

В 1957 году Салманов являлся членом правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР. По рангу ему полагалось откликнуться на событие, которому был посвящен весь этот юбилейный год — год сорокалетия Октябрьской революции. Этот юбилей отмечали все: рабочие — трудовыми вахтами, колхозники — обещаниями небывалых урожаев, писатели — романами, художники — монументальными полотнами, запечатлевавшими тот или иной момент 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Салманову пришло чрезвычайно удачное решение. Он с юности любил поэзию Блока (1880—1921). Первыми, еще довоенными его сочинениями были романсы «Мы встречались с тобой», «Перстень-страданье» и «Улица». В течение 1945—46 годов появились еще четыре романса на стихи любимого поэта — «Медленно в двери церковные», «Медлительной чредой», «Песнь Офелии» и «Ночью вьюга снежная». Блок постоянно был с ним. В мыслях, в ощущении любимого города. Воплотить поэму «Двенадцать», написанную в 1918 году и передававшую ощущение Блока от вихря революции, его надежды, его восприятие происходивших событий стало достойным замыслом — не конъюнктурным, идущим от души.

Композитор внимательно перечитал поэму, сам занялся компоновкой текста. Поэма почти вся вошла в создаваемую ораторию. Салманов сделал несколько купюр и отдельные перестановки в тексте: убрал почти всю седьмую главу, восьмую и большую часть десятой, из которой использовано только начальное четверостишие:

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Образ Христа, у Блока появляющийся в самом конце поэмы, у Салманова появляется раньше, а завершением поэмы становится шествие «двенадцати» вдаль. Стилистика поэмы, ее необычная форма, интонационный строй требовали нетрадиционных решений, но Салманов блестяще справился со своим замыслом. Оратория-поэма «Двенадцать» стала крупным явлением в советской музыке середины века. Ее премьера состоялась 17 ноября 1957 года в Ленинграде, в зале академической капеллы имени М. И. Глинки и вызвала восторженные отзывы критики.

Музыка

«Двенадцать» состоит из шести частей — «Ветер», «Двенадцать», «Старый мир», «Вьюга», «Смерть Катьки», «Вдаль», — в которых противопоставлены две группы образов. В четных частях — образы старого мира, в нечетных — новые, нарождающиеся. Вслед за Блоком, поэму которого отличает разнохарактерность лексики (с суровой, лаконичной авторской речью смешаны стихи в духе подлинной народной песни, блатные интонации, прямая речь героев из разных слоев общества, строки, стилизованные под лубок), Салманов также использует самые разнообразные ритмоинтонации — революционный марш и частушку, причитания, солдатскую песню, народнопесенные и романсные интонации, переплавляя весь этот разнородный материал, создавая из него яркие картины.

1-я часть содержит несколько разноплановых портретов-характеристик, пародийно обрисованных. Патетическая декламация сочетается в ней с трубными возгласами, молитвенные интонации с сентиментальной арией. 2-я часть, посвященная образам двенадцати, заполнена фанфарными мелодиями, оборотами старинных песен вольницы, блатными мотивами («В зубах — цыгарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!»). В 3-й части использованы фольклорные интонации, в частности, интонации песни «Под вечер осенью ненастной», которым придан иронический характер на грани гротеска (на текст «Не слышно шума городского, над невской башней тишина, и больше нет городового — гуляй, ребята, без вина!»). 4-я часть возвращает к образам разбушевавшейся стихии, появившимся впервые в начале оратории. 5-я часть — яркая жанровая сценка, в которой смешаны интонации уличных песен и кафешантанных куплетов. Она завершается горестным воплем Петрухи «Ох, товарищи, родные, эту девку я любил!» Финал символизирует неодолимое движение вперед. Ведущую роль приобретают в нем ритмы марша-шествия, гимнические интонации. Образ Христа воплощен в возвышенно-хоральных звучаниях.

Л. Михеева

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Вадим Салманов

Год создания

1957

Дата премьеры

17.11.1957

Жанр

вокально-симфонические

Страна

СССР

просмотры: 9801
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть