Ференц Эркель

Ferenc Erkel

Ференц Эркель (Ferenc Erkel)

Подобно Монюшко в Польше или Сметане в Чехии, Эркель является основоположником венгерской национальной оперы. Своей активной музыкально-общественной деятельностью он способствовал небывалому расцвету отечественной культуры.

Ференц Эркель родился 7 ноября 1810 года в городе Дьюла, на юго-востоке Венгрии, в семье музыкантов. Отец его, учитель немецкой школы и регент церковного хора, сам учил сына игре на рояле. Мальчик проявил незаурядные музыкальные способности и был послан в Пожонь (Пресбург, ныне столица Словакии Братислава). Здесь под руководством Генриха Клейна (друга Бетховена) Эркель сделал необычайно быстрые успехи и вскоре стал известен в кругах любителей музыки. Однако отец надеялся видеть его чиновником, и Эркелю пришлось выдержать борьбу с семьей, прежде чем полностью посвятить себя артистической карьере.

В конце 20-х годов он выступает с концертами в различных городах страны, а 1830—1837 годы проводит в Коложваре, столице Трансильвании, где интенсивно работает как пианист, педагог и дирижер.

Пребывание в столице Трансильвании способствовало пробуждению у Эркеля интереса к фольклору: «Там запала мне в сердце венгерская музыка, которой мы пренебрегали,— вспоминал впоследствии композитор,— так она заполонила всю мою душу потоком самых прекрасных песен Венгрии, и от них я уже был не в состоянии освободиться до тех пор, пока не излил всего того, что, как мне казалось, действительно должно было излиться».

Известность Эркеля как дирижера за годы пребывания в Коложваре настолько возросла, что в 1838 году он смог возглавить в Пеште оперную труппу недавно открытого Национального театра. Эркель, проявив колоссальную энергию и организаторский талант, сам подбирал артистов, намечал репертуар, проводил репетиции. Берлиоз, встретившийся с ним во время посещения Венгрии, высоко оценил его дирижерское мастерство.

В атмосфере общественного подъема перед революцией 1848 года возникают патриотические произведения Эркеля. Одним из первых была фортепианная фантазия на трансильванскую народную тему, о которой Эркель говорил, что «вместе с ней родилась на свет наша венгерская музыка». Широкую популярность приобрел его «Гимн» (1845) на слова Кёльчеи. Но основное внимание уделяет Эркель оперному жанру. Он нашел чуткого сотрудника в лице Бени Эгреши, литератора и музыканта, на либретто которого создал свои лучшие оперы.

Первая из них — «Мария Батори» была написана в краткие сроки и в 1840 году поставлена с шумным успехом. Критика восторженно приветствовал з рождение венгерской оперы, подчеркивая ярко национальный склад музыки. Окрыленный успехом, Эркель сочиняет вторую оперу — «Ласло Хуньяди» (1844); ее постановка под управлением автора вызвала бурный восторг публики. Через год Эркель дописал увертюру, которая нередко исполнялась и в концертах. Во время своего приезда в Венгрию в 1846 году ею дирижировал Лист, создавший тогда же концертную фантазию на темы оперы.

Едва закончив «Ласло Хуньяди», композитор принялся за работу над своим центральным произведением — оперой «Банк-бан» по драме Катоны. Сочинение ее было прервано революционными событиями. Но и наступление реакции, полицейский гнет и преследования не заставили Эркеля отказаться от своего замысла. Девять лет пришлось ему ждать постановки и, наконец, в 1861 году на сцене Национального театра состоялась премьера «Банк-бана», сопровождавшаяся патриотическими демонстрациями.

В эти годы общественная деятельность Эркеля приобретает большой размах. В 1853 году он организует филармонию, в 1867 году — Певческое общество. В 1875 году произошло важное событие в музыкальной жизни Будапешта — после длительных хлопот и энергичных усилий Листа была открыта Венгерская национальная академия музыки, избравшая его почетным президентом, а Эркеля — директором. В течение четырнадцати лет последний руководил Музыкальной академией и вел в ней фортепианный класс. Лист высоко оценил общественную деятельность Эркеля; он писал: «Вот уже тридцать с лишним лет ваши произведения достойно представляют и двигают вперед венгерскую музыку. Беречь ее, хранить и развивать — дело Будапештской музыкальной академии. А ее авторитет в этой области и успех в выполнении всех задач обеспечен вашей чуткой заботой в качестве ее директора».

Свои силы в композиции пробуют и трое сыновей Эркеля: в 1865 году была исполнена комическая опера «Чобанец» Шандора Эркеля. Вскоре сыновья начинают сотрудничать с отцом и, как предполагают, все оперы Ференца Эркеля после «Банк-бана» (за исключением единственной комической оперы композитора «Шарольта», написанной в 1862 году на малоудачное либретто — король и его рыцарь добиваются любви дочери деревенского кантора) являются плодом такого сотрудничества («Дьёрдь Дожа», 1867, «Дьёрдь Бранкович», 1874, «Безымянные герои», 1880, «Король Иштван», 1884). Несмотря на присущие им идейно-художественные достоинства, неровность стиля обусловила меньшую популярность этих произведений по сравнению с предшествующими.

В 1888 году Будапешт торжественно отмечал пятидесятилетие деятельности Эркеля как оперного дирижера (К этому времени (1884) открылось новое здание оперного театра, строительство которого продолжалось девять лет; средства, как в свое время в Праге, собирались по всей стране по подписке.). В праздничной обстановке состоялось исполнение «Ласло Хуньяди» под управлением автора. Два года спустя Эркель в последний раз появился перед публикой как пианист — на праздновании своего восьмидесятилетия он выступил с d-moll'ным концертом Моцарта, исполнением которого славился в молодости.

Умер Эркель 15 июня 1893 года. Через три года в родном городе композитора ему был поставлен памятник.

М. Друскин


Сочинения:

оперы (все поставлены в Будапеште) — «Мария Батори», либретто Эгреши (1840), «Ласло Хуньяди», либретто Эгреши (1844), «Банк-бан», либретто Эгреши (1861), «Шарольта», либретто Цанюги (1862), «Дьёрдь Дожа», либретто Сиглигети по драме Йокаи (1867), «Дьёрдь Бранкович», либретто Ормаи и Одри по драме Оберника (1874), «Безымянные герои», либретто Тота (1880), «Король Иштван», либретто Варади по драме Добши (1885); для оркестра — Торжественная увертюра (1887; к 50-летию будапештского Национального театра), Блестящий дуэт в форме фантазии для скрмпки с фортепиано (1837); пьесы для фортепиано, в т. ч. Ракоци-марш; хоровые сочинения, в т. ч. кантата, а также гимн (на сл. Ф. Кёльчеи, 1844; стал гимном ВНР); песни; музыка к спектаклям драматического театра.

Сыновья Эркеля:

Дьюла Эркель (4 VII 1842, Пешт — 22 III 1909, Будапешт) — композитор, скрипач и дирижёр. Играл в оркестре Национального театра (1856-60), был его дирижёром (1863-89), профессором Музыкальной академии (1880), основателем музыкальной школы в Уйпеште (1891).
Элек Эркель (2 XI 1843, Пешт — 10 VI 1893, Будапешт) — автор нескольких оперетт, в т. ч. «Студент из Кашши» («Der Student von Kassau»).
Ласло Эркель (9 IV 1844, Пешт — 3 XII 1896, Братислава) — хоровой дирижёр и фортепианный педагог. С 1870 работал в Братиславе.
Шандор Эркель (2 I 1846, Пешт — 14 X 1900, Бекешчаба) — хоровой дирижёр, композитор и скрипач. Играл в оркестре Национального театра (1861-74), с 1874 хоровой дирижёр, с 1875 главный дирижёр Национального театра, директор филармонии. Автор зингшпиля (1865), «Венгерской увертюры» и мужских хоров.

Литература: Александрова В., Ф. Эркель, «СМ», 1960, No 11; Ласло Ж., Жизнь Ф. Эркеля в иллюстрациях, Будапешт, 1964; Сабольчи Б., История венгерской музыки, Будапешт, 1964, с. 71-73; Мароти Я., Путь Эркеля от героико-лирической оперы к критическому реализму, в кн.: Музыка Венгрии, М., 1968, с. 111-28; Немет A., Ференц Эркель, Л., 1980.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Главы из книг

Словарные статьи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Гражина Бацевич Композиторы
Ицхак Перлман Инструменталисты
Франческа Каччини Композиторы
Поль Видаль Композиторы
Курт Адлер Дирижёры

Реклама

Дата рождения

07.11.1810

Дата смерти

15.06.1893

Профессия

композитор

Страна

Венгрия

просмотры: 3211
добавлено: 20.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть